В феврале мы будем «отмечать» год с того момента, как начала дорожать мобильная связь. Для нас это все еще непривычно, поскольку сотовая связь с момента своего зарождения только дешевела. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Наши корреспонденты выясняли, насколько ощутимым оказался рост тарифов для рядовых абонентов, и что ждет нас в будущем.

Общение по телефону.

Мы привыкли к ежегодному росту цен на коммунальные услуги, продукты питания, топливо. Еще год назад в этом списке не было услуг мобильной связи.

Все началось в феврале 2009 года с увеличения роуминговых тарифов у операторов «большой тройки». Это было связано с тем, что российская валюта резко обесценилась по отношению к евро и американскому доллару, а именно в этих валютах и происходят все расчеты с иностранными компаниями.

 
Но на роуминге все не остановилось. Весной «Билайн» скорректировал цены на некоторых популярных тарифах. Так, были пересмотрены предложения «Монстр общения», «Семья», «Сенсация» и другие. Часть из них подорожала напрямую, а на других вместо посекундной тарификации была введена поминутная.

- Изменение цен, как в большую, так и в меньшую сторону на рынке мобильной связи является нормальным бизнес-процессом. Ценовая политика компании основывается на предоставлении дополнительных возможностей и широкого выбора тарифных планов своим клиентам, - отмечает Евгения Кох, старший специалист по внешним коммуникациям челябинского филиала компании «Вымпелком» [бренд «Билайн»]. - С момента своего появления в стране сотовая связь от года к году падала в цене, несмотря на инфляцию и другие факторы. И, собственно говоря, в 2009 году мы как раз пытались зафиксировать какую-то точку в стоимости своих сервисов, на которой могли бы остановиться, чтобы в условиях кризиса бизнес оставался эффективным, и сохранялась возможность инвестировать в качество связи.

МТС в это же время произвел изменения на тарифе «Первый» и группе «RED». Операторы готовились к худшему и боялись серьезных последствий экономического кризиса.

- Ценообразование всегда учитывает общерыночную и конкурентную ситуацию, потребности абонентов. Сейчас ценовая политика направлена на формирование тарифов с поминутной тарификацией. Это соответствует тенденциям рынка и потребностям абонентов, которые привыкли не ограничивать свое общение несколькими минутами. Они хотят получать более низкую стоимость полной минуты, нежели посекундную тарификацию, - рассказывает Дарья Вольхина, специалист по связям с общественностью уральского макрорегиона МТС. - Обо всех изменениях условий обслуживания мы в соответствии с законами уведомляем абонентов за 10 дней на сайте компании. Кроме того, для удобства абонентов проводим SMS-рассылки, а также распространяем информацию, используя другие каналы.

Эти события вызвали широкий резонанс в обществе и негативную реакцию у абонентов. Летом наше издание провело опрос жителей Екатеринбурга и Челябинска. Нами были  опрошены 100 человек в возрасте «от 18 лет и старше». Каждому из респондентов мы задавали вопрос: «Чувствуете ли Вы на себе рост цен на мобильную связь?».

 Рост цен на мобильную связь отметили только 12% респондентов.

К нашему удивлению, большинство опрошенных признались, что связью пользуются также как и прежде. О пресловутом повышении тарифов слышали, но реально его не ощутили. Лишь 12% отметили, что стали платить больше.

Осенью, пока все ждали вторую волну кризиса, прошла новая волна повышений цен на связь. В сентябре подорожал тариф «Супер Ноль» от МТС, «Нокаут» от TELE2. А в октябре МегаФон повысил стоимость внутрисетевых звонков на предложении «Копейка» и отменил единое безроуминговое пространство по Уралу на большинстве тарифов для частных лиц.

- В сложившихся экономических условиях продолжают работать все российские предприятия и наша компания не исключение. Мы понимаем большую социальную роль, которую сегодня играет сотовая связь в обществе, - отмечает специалист по связям с общественностью челябинского отделения компании МегаФон Жанна Еловская. - Мы старались, предоставить нашим абонентам различные возможности, позволяющие выбрать для себя наиболее подходящий вариант и сохранить привычный стиль общения. По мере ввода новых предложений с более выгодной стоимостью услуг устаревшие тарифы переводятся в разряд архивных, и подключение к ним останавливается.

Оператор Utel, долгое время не предпринимавший «резких движений», не остался в стороне. С 1 января 2010 года на части тарифов введена поминутная тарификация звонков вместо посекундной. Это произошло с тарифами «Позитив», «Пионер», «Самый простой тариф», «Тройной оборот», тарифы «Радуга». По словам представителей оператора, такие шаги стали ответной реакцией на рыночные изменения.

- В непростых экономических условиях одним из основных конкурентных преимуществ становится цена. Мы прекрасно это понимали, поэтому в течение всего прошлого года практически не пересматривали  тарифную политику. Это стало возможным благодаря оптимизации всех бизнес-процессов в компании. И в новом году компания сохранила «безлимитные предложения» и посекундную тарификацию на ряде тарифных планов. Даже после некоторой корректировки наши тарифы по-прежнему остаются зачастую более выгодными, чем тарифы других операторов – и клиенты это понимают, - прокомментировала директор по связям с общественностью ОАО «Уралсвязьинформ» [торговая марка Utel] Ирина Буркова.

Кстати, по данным агентства J’son & Partners, рост тарифов на мобильную связь, зафиксированный за 9 месяцев минувшего года, в 2 раза ниже общероссийских показателей инфляции [инфляция в России в 2009 году 8,8% - данные Росстата]. Это означает, что услуги ЖКХ, продукты питания, топливо и электроэнергия дорожают в 4-5 раз быстрее.

При этом некоторые операторы заявляют о падении цен на услуги связи.

- Цены на мобильную связь в этом году снизились. Например, в нашей сети на Урале средняя стоимость минуты в 2009 году упала на 6-7%. Это данные ноября 2009 к ноябрю 2008, - приводит данные Дарья Вольхина.

В то же самое время, по данным MForum Analytics, тарифы региональных операторов [Utel, МОТИВ, TELE2] в третьем квартале 2009 года в среднем были на 18% ниже, чем у операторов «большой тройки».


Что мы получили в итоге?

За минувший год все операторы мобильной связи в той или иной мере пересматривали свои тарифы. МегаФон, «Билайн», МТС, Utel, TELE2 – все они реагировали на изменения, происходящие на рынке. При этом искать самого дешевого оператора сейчас бессмысленно. Стоит заметить, что наиболее выгодными и дешевыми являются звонки внутри одного оператора. На этом можно и нужно экономить. Увы, но в большинстве случаев внутрисетевыми могут быть только звонки с мобильного на мобильный. Исключением из этого правила является компания Utel, объединяющая мобильную и фиксированную связь. Звонки с мобильного Utel на городской тарифицируются как внутрисетевые.

Что касается будущего, то аналитики сходятся во мнении, что столь бурного пересмотра тарифов в ближайшее время ожидать не стоит. Сотовая связь вновь станет островком стабильности, которой и была до последнего времени.