Рынок широкополосного доступа в южноуральской столице остается одним из самых динамично развивающихся. За неполный 2008 год рост составил порядка 96%. На сегодняшний день выход в интернет имеют 56% домохозяйств Челябинска. Эта цифра по прогнозам аналитиков будет расти еще как минимум год. Затем наступит насыщение рынка. Интернет-издание «Мобильный Челябинск» оценило возможности и потенциал основных игроков услуг широкополосного доступа.
По информации агентства J’son & Pertners проникновение услуг ШПД в России к концу 2008 года составит 18% от всех домохозяйств, а общее количество пользователей персональных компьютеров – 43%. В настоящее время 9,8 млн. российских домохозяйств имеют постоянный выход в интернет. При этом максимальные показатели демонстрируют, как этого и стоило ожидать, Москва, Санкт-Петербург и Московская область.
По итогам третьего квартала 2008 года количество домохозяйств в Челябинске, которые имеют постоянный доступ в интернет превысило 195 тыс. [здесь и далее приводится оценка рынка по версии интернет-издания «Мобильный Челябинск», она не носит абсолютный характер]. Всего в Челябинске 350 тыс. домохозяйств. Таким образом, уровень проникновения услуг широкополосного доступа составил уже 56%. Это значительно выше общероссийских показателей.
На протяжении последних трех лет между компаниями, представленными на рынке, идет ожесточенная борьба за каждую квартиру, за каждого абонента. До сих пор не редки случаи жесткой конкуренции между провайдерами. В настоящее время в Челябинске зарегистрировано более 200 интернет-провайдеров, из них достаточную рыночную долю имеют только 7-9 компаний. Совокупный объем массового рынка широкополосного интернета в Челябинске оценивается нами на уровне 900 млн. рублей в год [$32,7 млн.]. При этом на долю двух наиболее крупных игроков приходится около 74,4%.
По итогам III квартала 2008 года на долю наиболее распространенного способа подключения [по технологии Ethernet] приходится около 58,6% всех «домашних» широкополосных подключений в Челябинске. Таким образом, этот вид доступа стал наиболее популярным, укрепив свои позиции над ADSL-доступом, доля которого - 35,8%. Остальную часть рынка по итогам III квартала занял доступ по радиоканалу [спутниковый доступ, беспроводной доступ Wi-Fi и WiMAX, PLC] – 4,3% и альтернативные подключения – 1,3%.
Лидером массового рынка интернет-доступа в Челябинске является компания «Интерсвязь». Она занимает 40,6% рынка, абонентская база составляет порядка 90 тыс. домохозяйств [по итогам третьего квартала 2008 года]. Стоит учитывать, что в базе числятся все абоненты, которые не расторгли договор с компанией. В их числе и те, кто не пользуется услугами уже несколько лет.
Второе место зарезервировано за ОАО «Уралсвязьинформ» [Utel™] – 33,9%. Порядка 75 тыс. южноуральцев предпочитают услуги этого провайдера.
Третье место занимает единственный на Южном Урале федеральный игрок - компания «ЭР-Телеком» [ДОМ.RU™] - 9,9%. В активе этого провайдера числятся около 22 тыс. пользователей.
В числе ТОП-4 прочно закрепилась компания «Факториал-Интернет». У нее результаты несколько скромнее – 5,4%. По нашим данным, провайдер обслуживает порядка 12 тыс. абонентов.
На долю остальных компаний приходится 10,3% или 22,5 тыс. пользователей, в их число входят «Инсис», «Верес ADSL», «Южно-Уральская Телефонная Компания» и другие.
По итогам третьего квартала ARPU [среднемесячный доход на одного абонента] у челябинских провайдеров в среднем составил 310 рублей [$11,4]. При этом четкой тенденции к снижению или повышению этого показателя нет по итогам года. Тем не менее, некоторые игроки демонстрируют стабильный рост. Однозначным лидером по динамике роста ARPU является «ЭР-Телеком» [8%] и «Интерсвязь» [5,5%]. Основными предпосылками к такой тенденции является предоставление пакетных услуг, переход клиентов на безлимитные тарифы, а также оказание контент-услуг. На третьей строчке обосновался «Уралсвязьинформ», который демонстрирует стабильный ARPU. Третье и четвертое место поделили между собой «Инсис» и «Факториал-Интернет».
Исходя из данных по ARPU и абонентским базам, можно оценить долю интернет-провайдеров Челябинска по выручке. Лидером является компания «Интерсвязь» - 42,1%.
«Уралсвязьинформ» укрепляет свои позиции по выручке. В настоящее время доля этой компании составляет 35,1%. На росте положительно сказываются вывод популярных тарифов на безлимитный интернет, а также дополнительные сервисы, на которые в компании возлагают большие надежды [такие как Utel.TV].
Наибольший рост выручки демонстрирует «ЭР-Телеком». В течение III квартала она увеличилась на 4,9% ко II кварталу и к концу периода доля компании по выручке достигла 11,1%. На остальных игроков приходится 11,7%.
С июля по октябрь 2008 года реальные абонентские базы челябинских интернет-провайдеров увеличились на 15% до 199 тыс. домохозяйств. Из них на «ЭР-Телеком» пришлось 26,6%, доля «Интерсвязи» составила 26,3%, «Уралсвязьинформа» - 25,8%, «Факториал-Интернет» - 8,7%. Остальные компании подключили чуть менее 12,7% новых пользователей [Данные получены, исходя из абонентских баз интернет-провайдеров и математической модели, отражающей отток клиентов].
До конца года аналитиками интернет-издания «Мобильный Челябинск» не прогнозируется каких бы то ни было серьезных изменений на рынке. Развертывание операторами сотовой связи сетей третьего поколения [в том числе и сети CDMA-450] не скажется на росте и развитии классических интернет-провайдеров.
2009 год для рынка в целом будет ключевым: начнется консолидация активов компаний, а также выход на рынок массового интернет-доступа магистральных операторов, таких как «Ростелеком», «Транстелеком» и «Вымпелком» [бренд «Билайн» по линии «Голден Телеком»]. Кроме того, ключевые игроки будут выводить все более дешевые безлимитные тарифы на интернет, а также расширять линейку дополнительных сервисов: IP и кабельное телевидение, мультимедийные ресурсы и т.п.
Жестокие игры и эксперименты на рынке широкополосного доступа продолжаются.