/ / Интернет

Рынок широкополосного доступа в южноуральской столице остается одним из самых динамично развивающихся. За неполный 2008 год рост составил порядка 96%. На сегодняшний день выход в интернет имеют 56% домохозяйств Челябинска. Эта цифра по прогнозам аналитиков будет расти еще как минимум год. Затем наступит насыщение рынка. Интернет-издание «Мобильный Челябинск» оценило возможности и потенциал основных игроков услуг широкополосного доступа.

По информации агентства J’son & Pertners проникновение услуг ШПД в России к концу 2008 года составит 18% от всех домохозяйств, а общее количество пользователей персональных компьютеров – 43%. В настоящее время 9,8 млн. российских домохозяйств имеют постоянный выход в интернет. При этом максимальные показатели демонстрируют, как этого и стоило ожидать, Москва, Санкт-Петербург и Московская область.

По итогам третьего квартала 2008 года количество домохозяйств в Челябинске, которые имеют постоянный доступ в интернет превысило 195 тыс. [здесь и далее приводится оценка рынка по версии интернет-издания «Мобильный Челябинск», она не носит абсолютный характер]. Всего в Челябинске 350 тыс. домохозяйств. Таким образом, уровень проникновения услуг широкополосного доступа составил уже 56%. Это значительно выше общероссийских показателей.

 Проникновение широкополосного доступа в России.

На протяжении последних трех лет между компаниями, представленными на рынке, идет ожесточенная борьба за каждую квартиру, за каждого абонента. До сих пор не редки случаи жесткой конкуренции между провайдерами. В настоящее время в Челябинске зарегистрировано более 200 интернет-провайдеров, из них достаточную рыночную долю имеют только 7-9 компаний. Совокупный объем массового рынка широкополосного интернета в Челябинске оценивается нами на уровне 900 млн. рублей в год [$32,7 млн.]. При этом на долю двух наиболее крупных игроков приходится около 74,4%.

 Структура рынка широкополосного доступа в Челябинской области по типам.

По итогам III квартала 2008 года на долю наиболее распространенного способа подключения [по технологии Ethernet] приходится около 58,6% всех «домашних» широкополосных подключений в Челябинске. Таким образом, этот вид доступа стал наиболее популярным, укрепив свои позиции над ADSL-доступом, доля которого - 35,8%. Остальную часть рынка по итогам III квартала занял доступ по радиоканалу [спутниковый доступ, беспроводной доступ Wi-Fi и WiMAX, PLC] – 4,3% и альтернативные подключения – 1,3%.

 Абонентские базы интернет-провайдеров Южного Урала.

Лидером массового рынка интернет-доступа в Челябинске является компания «Интерсвязь». Она занимает 40,6% рынка, абонентская база составляет порядка 90 тыс. домохозяйств [по итогам третьего квартала 2008 года]. Стоит учитывать, что в базе числятся все абоненты, которые не расторгли договор с компанией. В их числе и те, кто не пользуется услугами уже несколько лет.

 Доля рынка интернет-провайдеров Челябинской области по абонентским базам.

Второе место зарезервировано за ОАО «Уралсвязьинформ» [Utel™] – 33,9%. Порядка 75 тыс. южноуральцев предпочитают услуги этого провайдера.

Третье место занимает единственный на Южном Урале федеральный игрок - компания «ЭР-Телеком» [ДОМ.RU™] - 9,9%. В активе этого провайдера числятся около 22 тыс. пользователей.

В числе ТОП-4 прочно закрепилась компания «Факториал-Интернет». У нее результаты несколько скромнее – 5,4%. По нашим данным, провайдер обслуживает порядка 12 тыс. абонентов.

На долю остальных компаний приходится 10,3% или 22,5 тыс. пользователей, в их число входят «Инсис», «Верес ADSL», «Южно-Уральская Телефонная Компания» и другие.

 Динамика ARPU по интернет-провайдерам Челябинска за год.

По итогам третьего квартала ARPU [среднемесячный доход на одного абонента] у челябинских провайдеров в среднем составил 310 рублей [$11,4]. При этом четкой тенденции к снижению или повышению этого показателя нет по итогам года. Тем не менее, некоторые игроки демонстрируют стабильный рост. Однозначным лидером по динамике роста ARPU является «ЭР-Телеком» [8%] и  «Интерсвязь» [5,5%]. Основными предпосылками к такой тенденции является предоставление пакетных услуг, переход клиентов на безлимитные тарифы, а также оказание контент-услуг. На третьей строчке обосновался «Уралсвязьинформ», который демонстрирует стабильный ARPU. Третье и четвертое место поделили между собой «Инсис» и «Факториал-Интернет».

Доля рынка челябинских интернет-провайдеров по выручке по итогам III квартала 2008 года.

Исходя из данных по ARPU и абонентским базам, можно оценить долю интернет-провайдеров Челябинска по выручке. Лидером является компания «Интерсвязь» - 42,1%.

«Уралсвязьинформ» укрепляет свои позиции по выручке. В настоящее время доля этой компании составляет 35,1%. На росте положительно сказываются вывод популярных тарифов на безлимитный интернет, а также дополнительные сервисы, на которые в компании возлагают большие надежды [такие как Utel.TV].

Наибольший рост выручки демонстрирует «ЭР-Телеком». В течение III квартала она увеличилась на 4,9% ко II кварталу и к концу периода доля компании по выручке достигла 11,1%. На остальных игроков приходится 11,7%.

 Доля рынка интернет-провайдеров в Челябинске по приросту абонентской базы в III квартале 2008 года.

С июля по октябрь 2008 года реальные абонентские базы челябинских интернет-провайдеров увеличились на 15% до 199 тыс. домохозяйств. Из них на «ЭР-Телеком» пришлось 26,6%, доля «Интерсвязи» составила 26,3%, «Уралсвязьинформа» - 25,8%, «Факториал-Интернет» - 8,7%. Остальные компании подключили чуть менее 12,7% новых пользователей [Данные получены, исходя из абонентских баз интернет-провайдеров и математической модели, отражающей отток клиентов].

До конца года аналитиками интернет-издания «Мобильный Челябинск» не прогнозируется каких бы то ни было серьезных изменений на рынке. Развертывание операторами сотовой связи сетей третьего поколения [в том числе и сети CDMA-450] не скажется на росте и развитии классических интернет-провайдеров.

2009 год для рынка в целом будет ключевым: начнется консолидация активов компаний, а также выход на рынок массового интернет-доступа магистральных операторов, таких как «Ростелеком», «Транстелеком» и «Вымпелком» [бренд «Билайн» по линии «Голден Телеком»].  Кроме того, ключевые игроки будут выводить все более дешевые безлимитные тарифы на интернет, а также расширять линейку дополнительных сервисов: IP и кабельное телевидение, мультимедийные ресурсы и т.п.

Жестокие игры и эксперименты на рынке широкополосного доступа продолжаются.