Уходящий год, несмотря на насыщение рынка услуг сотовой связи, рынка мобильного ретейла, не прошел спокойно. Особенно «жарким» в 2006 году выдалось лето. Представляем Вам наиболее важные и самые яркие события уходящего года.

Рестайлинг МТС.

Так уж сложилось, что самым спокойным временем в 2006 году стали первые четыре месяца. Но весна, а вместе с ней и активность всех игроков рынка не позволили абонентам скучать. 11 мая МТС официально запустили программу рестайлинга собственного бренда. С этого момента МТС – это белое яйцо на красном фоне или, как замечали в прессе, «форма яйца». По идеологии представителей компании, обновленный бренд МТС должен был символизировать лидерство, динамичный и инновационный подход к бизнесу. Внешние изменения стали видны невооруженным взглядом: новый логотип, фирменный стиль, оформление офисов продаж – все это являлось отражением масштабных внутренних изменений, происходящих в компании. В основе этих изменений лежал переход от технологичной модели развития бизнеса к модели, ориентированной на клиента.

- Выводя обновленный бренд, мы очень много говорили о том, что переходим к простоте, - пояснил Вячеслав Бежин, директор филиала ОАО «МТС» в Челябинске . - Вид нашего нового сквозного бренда обозначает, что у нас все просто.

 

С момента рестайлинга прошло почти восемь месяцев, и можно констатировать факт: реакция на смену вывески операторов оказалась вполне предсказуемой. Радикальный и нестандартный стиль МТС, предпринятый менеджментом главного акционера АФК «Система», сделал свое дело. Он привлек колоссальное внимание не только представителей телекоммуникационной отрасли, но и рядовых потребителей. С весны уходящего года своей точкой зрения на новый логотип МТС не поделился только ленивый. Таким образом, своей главной цели - привлечь внимание к своему новому имиджу и сделать интересным бренд оператора владельцы МТС добилась.

По словам г-на Бежина , «после вывода сквозного бренда в рамках «Системы-телеком» основным элементом стратегии МТС является интерес со стороны пользователей и простота. Простота заключается в том, что появляются узкоспециализированные тарифы, направленные на конкретную категорию людей».

Tele2-Челябинск vs. ФАС

 

В июне 2006 года управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области признало ООО «Челябинская сотовая связь» [торговая марка Tele2] в недобросовестной рекламе. Всего этого бы не случилось, если бы в управление ФАС не поступило коллективное заявление от конкурирующих с Tele2 компаний [МТС, Utel, SkyLink, Мегафон и Билайн]. Эти компании указали, что Tele2, разместив на улицах нашего города и в печатных СМИ, слоган: «Tele2 - всегда дешевле!», нарушила закон о рекламе. В результате проведенной проверки антимонопольщики установили, что тарифы оператора не являются самыми дешевыми на рынке. Таким образом, компания разместила недостоверную информацию о своей продукции и нарушила статью 7 закона РФ «О рекламе». В результате Tele2 было выдано предписание в месячный срок устранить допущенные нарушения, в частности, снять все рекламные щиты, где был использован данный слоган. Менеджмент компании не согласился с доводами ФАС и подал апелляцию с требованием о пересмотре решения. Разбирательство по этому делу продолжается. Однако конкурирующие компании совсем не уверены, что решение будет принято в пользу Tele2.

Принцип «Платит звонящий».

Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что 1 июля 2006 года в российском телекоме произошла революция . С этой даты абоненты подвижной связи были освобождены от платы за входящие звонки, в том числе и с городских телефонов. Таким образом,  на практике начал действовать механизм CPP [calling party pays  - «платит звонящий»].

Напомним, что еще весной представители сотовых операторов заявляли о том, что без должного взаимодействия со стороны государства и сотовиков многие из них могут оказаться в сложном положении. Тогда был не урегулирован основной вопрос: как будут происходить  взаиморасчеты операторов разных видов связи в соответствие с нормативными документами? И  какие цены утвердит Федеральная служба по тарифам для абонентов так называемых «существенных» операторов [фактически для абонентов фиксированной, городской связи]. Компании сотовой связи настаивали на том, что «существенные» операторы должны доплачивать им по 1,35 рубля за минуту входящих с городских.

К июлю Федеральная служба по тарифам приняла окончательное решение об установлении стоимости исходящих звонков для операторов фиксированной связи в 1,5 рубля. При этом компенсация со стороны фиксированного оператора сотовому составила 95 копеек.
Понятно, что «95 копеек, это не 1,35» и в такой ситуации для операторов сотовой связи есть два пути решения. Во-первых, корректировка тарифов в сторону увеличения стоимости исходящих вызовов, которая очень болезненно воспринимается абонентами. Во-вторых, использование внутренних резервов компании при неизменных тарифах.

Сотовики выбрали первое и наиболее простое направление. Итогом стало практически одинаковое для всех операторов увеличение стоимости на старых тарифах путем введения платы за установление соединения [потом ПЗС стали называть просто дорогой первой минутой] или же прямое увеличение стоимости исходящих вызовов.

В итоге все это привело к повышению тарифов на услуги подвижной связи и нескольким громким судебным разбирательствам [об этом речь пойдет ниже]. Стоила ли игра таких мучений для всех?

- Наверное, стоила. Мы не наблюдаем существенного снижения трафика по всем направлениям: межгород и международные звонки, ГТС, мобильный трафик, роуминг, - считает Сергей Хохлов, заместитель начальника отдела маркетинга ЧО МРФСС «Уралсязьинформ» . - Более того, у нас произошел рост мобильного трафика. Благодаря этому, мы не ощутили снижения выручки после ввода СРР. То есть в среднем каждый абонент не стал меньше платить, счета приблизительно такие же, как и раньше, но говорить абонент стал больше.

Подобного мнения придерживается и генеральный директор ООО «Апекс» [торговая марка SkyLink] Дмитрий Красков :
- Мы не уменьшили выручку от голосовых услуг, поскольку нам пришлось внести изменения в тарифы и тем самым компенсировать свои потери.

Несмотря на плюсы CPP полностью разрушил все межоператорские соглашения. Компании толком не понимали, что им делать в новых условиях.
Не успели абоненты позабыть о подорожании первой минуты разговора, как Федеральная антимонопольная служба заинтересовалась работой сотовых операторов. ФАС возбудила дело в отношении Билайна, МагаФона и МТС. Операторов подозревали в том, что, устанавливая способ взаиморасчета между собой, они договорились о тарифах значительно меньших, чем для других сотовых компаний.

В заявлении антимонопольной службы говорилось, что за один и тот же объем трафика внутри сетей «большой тройки» вызывающий оператор платит 95 копеек, а «чужой» – 1,1 рубля. Разница в 16% оплаты за входящий звонок, по мнению представителей ФАС, несправедлива, поскольку ставит региональные компании в неравные условия с федеральными брендами.

Еще до окончания судебного разбирательства, которое все-таки подтвердило факт сговора, МТС и Билайн снизили плату за интерконнект для региональных компаний до 95 копеек. Таким образом, они обезопасили себя от требований судебных органов. МегаФону же в судебном порядке предписано отказаться от столь высоких цен в отношении мелких сотовиков. Но оператор не согласен с решением антимонопольной службы.

- Обращаясь в арбитражный суд, мы полагаем, что приведенные в заявлении доказательства и доводы послужат необходимой и достаточной правовой базой для признания наших действий соответствующими законодательным нормам, требованиям разумности, добросовестности и деловой этики, - говорит Алексей Ничипоренко, первый заместитель  генерального директора ОАО «МегаФон» .

До чего дошел прогресс.

В технологическом плане в 2006 году случилось несколько весьма важных событий. Во-первых, весной универсальный оператор связи SkyLink запустил в коммерческую эксплуатацию услуги высокоскоростного доступа к передачи данных на основе EV-DO. До настоящего времени услуга высокоскоростного доступа EV-DO реализована оператором пока только в городах Магнитогорск и Челябинск.

- Наша компания достигла существенного конкурентного преимущества среди провайдеров, внедрив технологию EV-DO в своей сети. И, прежде всего, в том, что мы построили Интернет покрытие в городах Челябинск и Магнитогорск со средней скоростью в сети 600-700 кбит/сек, - подчеркивает Дмитрий Красков. -  На сегодняшний день ни один оператор Интернет-доступа не может сравниться с нами по показателю покрытия.

Несмотря на это, за SkyLink’ом пытаются «бежать» и GSM-операторы. В течение всего 2006 года компании Билайн, МегаФон и МТС продолжали внедрять технологии передачи данных [EDGE], которые в дальнейшем станут переходным мостиком к сетям третьего поколения.

Не отстает от конкурентов и Utel. По информации Сергея Хохлова, «У абонентов тарифов Грин, Радуга, Пионер появилась возможность пользоваться GPRS.  Кроме того, начата работа по широковещательным сообщениям. Это возможность передачи полезной для абонента информации в зависимости от нахождения вблизи определенной базовой станции и подключенного у абонента канала».

Новое поколение магазинов.

В уходящем году в Челябинске появилось несколько салонов-магазинов «нового поколения». Все они показывают, что наш город растет и приобретает новый статус. Он интересен компаниям.

Так, в мае и июне 2006 года в Челябинске открылись 2 магазина «Связной 3» . Подавляющее большинство товаров в этих магазинах находятся в открытом доступе.

- Помимо широкого набора дополнительных услуг «Связной 3» отличается расширенным ассортиментом товаров. Консультанты торгового зала проходят специальную подготовку, чтобы быстро представлять новинки, настроить их работу по желанию покупателя, - заметил Анатолий Петровых,  руководитель коммерческого отдела группы компаний «Связной-Урал».

«Евросеть» не осталась в стороне от нововведений. В ноябре компания открыла свой первый бутик «Luxury» в Челябинске. С этого времени новый салон представляет эксклюзивную коллекцию мобильной техники. В основном это эксклюзивные телефоны класса luxury. В этом салоне можно увидеть и приобрести телефоны, корпуса которых украшены драгоценными камнями или же расписаны вручную различными художниками, художниками-аэрографами и т.д.

 

- Покупатели стали обращать большое внимание на неординарность дизайна телефона. Компания «Евросеть», насытив российский рынок различными марками сотовых телефонов, взялась за эксклюзив, - отметила руководитель направления Luxury компании «Евросеть» Ирина Бурова . - На сегодняшний  день в этом сегменте рынка нет ни одной сколько-нибудь интересной идеи по эксклюзивному оформлению телефонов, которая бы не была представлена в компании «Евросеть».

Теперь высокие технологии не только «на службе у ее Величества», они пришли в Челябинск. Именно так можно сказать об открытии «Связным» и «Евросетью» в уходящем году собственных интернет-магазинов.

По мнению Елены Ноготковой, руководителя отдела по связям с общественностью Группы компаний «Связной» , «на сегодняшний день сеть «Связной» является единственным ритейлером на рынке мобильной связи, активно развивающим направление дистанционной торговли. Мы уверены в успешных перспективах роста и развития интернета-магазина в Челябинске. Об этом говорят цифры, в том числе и по развитию интернет-магазинов в других городах. За 9 месяцев 2006 года  оборот интернет-магазинов «Связной» относительно аналогичного периода прошлого года увеличился в 2,1 раза.

- Компания «Евросеть» открывает интернет-магазины, прежде всего, для удобства наших клиентов, - поделился своими впечатлениями управляющий уральским филиалом компании «Евросеть» Виктор Луканин . - В России открыто уже 5 интернет-магазинов «Евросеть», все они работают успешно. Надеемся, что челябинский интернет-магазин повторит положительный опыт своих «коллег».

Интернет-издание «Мобильный Челябинск».

Конечно, наше издание не осталось в стороне. За этот год количество наших пользователей увеличилось в 5 раз по сравнению с декабрем прошлого года.

- Стоит отметить, что за этот год, мы действительно сделали достаточно много. Результаты этой работы вы сможете проанализировать в январе следующего года – мы представим новую версию сайта. Надеемся, что нашим пользователям это будет интересно, - говорит Андрей Ситко, руководитель проекта mobichel.ru . – Кроме того, хочется отдельные слова сказать в адрес наших постоянных пользователей: большое вам спасибо за то, что на протяжении уже длительного времени вы остаетесь верными нашему сайту и регулярно посещаете его, участвуете в конкурсах, оставляете свои комментарии, критику. Нам действительно важно ваше мнение. Мы же, со своей стороны будем стараться и дальше работать так, чтобы ваши мобильные умы не засорялись различным спамом, а потребляли только мобильно-качественную информацию.

Ну что ж, ждем новой версии нашего любимого сайта!