Две недели назад на Урале открылся первый магазин техники и электроники европейского ритейлера Saturn (Media-Saturn Russia). Событие это произошло в Челябинске. На мероприятии присутствовал Гидо Обервальд, директор по операционной деятельности Media-Saturn Russia. В рамках интервью нашему изданию г-н Обервальд рассказал о принципах работы компании в России, развиваемых форматах и брендах, а также о перспективах развития.

- Гидо, хотелось бы начать наш разговор с беседы о потребителях. Чем российские потребители отличаются от европейских? С какими проще работать?

- Ну, конечно же, люди разные. Европейский рынок открыт и существует вот уже 50 лет. Спрос там совсем другой, чем в России. Например, до кризиса я часто наблюдал ситуацию, когда потребителям в Москве было не важно, что покупать. Главное, чтобы это было круче, чем у соседа и у знакомых. Большая часть покупок была эмоциональной. Вы знаете, я думаю, эту ситуацию исправил кризис. Люди стали более рациональными. Они хотят покупать по честной цене. И, по-моему мнению, российский рынок сейчас становится похожим на европейский.

- А считает ли вы, что рынок ритейла в Москве и Санкт-Петербурге насыщен, и места для новых магазинов там уже попросту нет?

- Потенциал для роста есть всегда, правда, в Москве для этого меньше возможностей, чем в регионах. Поэтому мы переносим наш фокус именно в регионы. В Москве и Санкт-Петербурге мы тоже будем открывать магазины.

- А почему вы приняли решение открыть в Челябинске сразу два магазина?

- Я живу в России уже 10 лет и хорошо себе представляю рынок. И должен вам cказать, что за последние несколько лет бизнес очень сильно изменился. Все стали понимать, что будущее уже не за Москвой, а за регионами. Ещё пять лет назад я вообще не знал, что есть такой город Челябинск. А сейчас я удивляюсь тому, что торговый оборот в течение первых шести месяцев 2011 года здесь составил 200 млрд. рублей. Это очень солидная цифра, скажу я вам. И мне очень хочется работать в этом городе и регионе. Поэтому мы открываем свои магазины в Челябинске. Причем в нашей сети работают 235 магазинов, и этот – третий под брендом Saturn в России, и знаете, магазин меня очень и очень поразил. У нас первый раз такие длинные ряды, да и вообще площадь в 6 000 кв. метров (торговая – 4300 кв. м) впечатляет. Это в два раза больше, чем самый крупный магазин нашего конкурента в городе. А ассортимент включает в себя более 45 тыс. наименований товаров. Наша концепция выигрышна тем, что мы используем децентрализованную систему управления.

Гидо Обервальд, директор по операционной деятельности Media-Saturn Russia.

- А в чём заключается эта децентрализованная система управления?

- У нас директор отвечает за ассортимент, ценообразование, сотрудников в магазине, маркетинг и т.п. В других компаниях это не принято. Например, у нас каждый руководитель торгового отдела напрямую связывается с поставщиком и договаривается о прямых поставках в магазин. Это позволяет нам оперативно реагировать на спрос. Помимо этого каждый руководитель отдела самостоятельно выставляет цены. Это дает гибкость на рынке. Кроме того, мы прекрасно понимаем, что главные в нашей компании – сотрудники. Поэтому особое внимание мы уделяем персоналу, выплачивая достойную конкурентную заработную плату, предоставляя социальный пакет. Кроме того, каждый сотрудник имеет право на ошибку, мы никогда не рубим с плеча и не штрафуем. У нас есть система вознаграждений, которой мы придерживаемся. Пожалуй, эти принципы отличают нас от всех российских компаний. В Европе и в Германии, откуда я родом, нет практики штрафов.

- Правильно ли я понимаю, что в магазинах Saturn на одни и те же товары могут быть разные цены в зависимости от предложений конкурентов?

- Это очень хороший вопрос. У нас сейчас интересная ситуация наблюдается в Москве, в сети Media Markt. Клиент не знает, что во всех наших магазинах директора вправе устанавливать цену, исходя из ситуации на рынке. Цена может отличаться от магазина к магазину. Исключение из правил - товары, по которым у нас единая реклама, там указываем конкретную цену, и она не меняется. Есть в той же Москве районы, где живут обеспеченные люди, и там нам нужен только ассортимент, цена не играет роли. А есть районы, где не нужен ассортимент, а нужна исключительно низкая цена.

Магазин Saturn в Челябинске.

- До недавнего времени в России развивался исключительно формат и бренд магазинов Media Markt. Сейчас же на рынок параллельно с ним выходит Saturn. С чем это связано, и в чем разница между этими брендами?

- В рамках нашей группы компаний два этих бренда существуют очень давно. В России действительно мы начинали свое развитие с Media Markt, а сейчас открываем магазины Saturn. В Европе оба бренда хорошо представлены, и они занимают большую долю. Причём Media Markt чуть-чуть «crazy» или более эмоционален, а Saturn – рационален. Для нас, по большому счету, какой-то роли это не играет. Давайте посмотрим, что, например, происходит в Москве. У вас есть магазин Media Markt, но есть люди, которые его не любят. И не важно почему, просто не любят. Для этого есть альтернатива – Saturn. А сами бренды отличается эмоциональной составляющей. У меня был интересный пример в Германии. Там у меня есть друзья, готовые говорят, что никогда ничего не купят в Saturn, потому что им там не нравится. Я спрашиваю, а где вы покупаете технику? Они ответили, что в Media Markt. Есть примеры, когда люди думают с точностью до наоборот. Слушая эти разговоры, я улыбаюсь, поскольку оба бренда принадлежат нашей компании.

В нашей сети работают 235 магазинов, и этот – третий под брендом Saturn в России, и знаете, магазин меня очень и очень поразил.

- А каковы у вас планы по открытию новых магазинов? Где это будет происходить? Под каким брендом?

- Мы продолжим открывать новые магазины. Наш бюджет позволяет открывать очень большое количество магазинов. Например, в Челябинске в декабре откроется второй магазин Saturn. Кроме того, мы не отрицаем возможность открытия новых магазинов Media Markt в том же Челябинске, а магазинов Saturn, например, в Екатеринбурге, где уже есть Media Markt. Другие крупные города также нам интересны. Главный фактор, влияющий на открытие магазинов – наличие соответствующих предложений от рынка коммерческой недвижимости. В кризис таких объектов практически не строили, а сейчас рынок постепенно просыпается, и появляются интересные предложения. Например, в 2010 году мы открыли в России 11 магазинов, а в 2011 только пять. В 2012 году это количество значительно увеличится благодаря окончанию строительства многих объектов. Вы же видите, какие большие площади нам нужны!