В 2022 году доля попыток перехода российских пользователей на фишинговые и скам-страницы в доменной зоне .ru среди всех попыток перехода на фишинговые ресурсы снизилась на 26 процентных пунктов по сравнению с 2021 годом. При этом в отношении ресурсов в доменной зоне .com наоборот наметилось увеличение фишинговых и скам-страниц на 26 процентных пункров. Об этом говорится в свежем отчёте «Лаборатории Касперского».
Специалисты объясняют такое положение дел несколькими факторами. Во-первых, свою эффективность доказала кооперация в области кибербезопасности, обмен экспертизой и слаженные действия вендоров и регуляторов в России. В результате фишинговые сайты в доменной зоне .ru стало сложнее создавать, а их жизненный цикл сильно сократился. Во-вторых, злоумышленники адаптируют свои тактики и пытаются охватить как можно больше потенциальных жертв — они используют наиболее распространённые доменные зоны и выставляют фильтр по геолокации. Таким образом одна и та же фишинговая или скам-страница может демонстрироваться пользователям в России и других странах на разных языках, для чего злоумышленники прибегают к автоматическому переводу.
Тенденция к переключению на новые доменные зоны продолжается и в 2023 году. В феврале наибольшее количество попыток перехода российских пользователей пришлось на фишинговые страницы в доменной зоне .com (48%), на втором месте — .ru (12%), на третьем — .ws (6%). Оставшаяся доля распределяется между такими доменами, как .top, .site, .io, .xyz, .net, .pro.
Фишинговые и скам-атаки состоят, по сути, из двух составляющих: технических и психологических. К первым можно отнести, например зашумление страниц, использование фиш-китов для автоматизации процесса создания страниц. Ко вторым — убедительные легенды, «игру» на новостной повестке. Так, среди наиболее актуальных легенд остаётся тема лёгкого заработка, в том числе на инвестициях.
Чтобы не попасться на удочку злоумышленников, специалисты рекомендуют:
- критически относиться к крайне щедрым или пугающим сообщениям в интернете;
- не переходить по ссылкам из сомнительных сообщений, даже если их прислали знакомые;
- прежде чем вводить на сайте конфиденциальные данные, стоит обратить внимание на название сайта в адресной строке — если оно отличается от настоящего даже на одну букву и расположено в не типичной для него доменной зоне (например, в зоне .com, а не .ru) — это повод насторожиться;
- перепроверять информацию о той или иной акции на официальных ресурсах компаний;
- установить надёжное защитное решение, которое не даст перейти по фишинговой или скам-ссылке.