Объём российского рынка виртуальных АТС (ВАТС) в 2024 году увеличился на 17,7%, достигнув 29,4 млрд рублей. При этом число абонентов-юридических лиц выросло на 5,2% до 528,6 тысяч. Ведущим игроком рынка по числу клиентов стал оператор «Ростелеком», на долю которого пришлось примерно 36%. Такие оценки даёт независимое аналитическое агентство «ТМТ Консалтинг».

Корпоративный рынок виртуальной телефонии.

Рынок виртуальной телефонии в России продолжает расти благодаря внедрению новых цифровых решений. Особенно востребованными здесь являются разнообразные голосовые помощники, аналитика поступающих звонков, интеграция с корпоративными системами коммуникаций.

По итогам 2024 года выручка от услуг ВАТС увеличилась на 16,7% - до 29,4 млрд рублей. Лидером рынка стал оператор «Ростелеком» с долей 36%. Одновременно с этим компания стала лидером по услуге «Бесплатный вызов» и номерной ёмкости в кодах 8-800 и 8-804, её доля к концу года выросла до 40%. На долю «Ростелекома» также приходится самая заметная часть от доходов в этом сегменте (34%).

Вторая позиция по доходам принадлежит группе МТС. Второе место по количеству компаний-клиентов у Novofon.

Среди факторов, влияющих на динамику рынка, аналитики выделяют сделки слияний и поглощений. Так, одним из самых заметных событий стало присоединение к ГК «Ростелеком» компании «Манго Телеком» в марте 2024 года.

Эксперты «Ростелекома» дополнительно отмечают изменение запросов клиентов, а также растущее внимание к виртуальной АТС со стороны малого и среднего бизнеса. Важен для рыночного роста и тот факт, что виртуальная АТС становится основой развития сферы унифицированных коммуникаций, где особенно активен ретейл: его доля среди клиентов ВАТС, по данным «ТМТ Консалтинг», увеличилась до 34%. Сегодня это самый активный потребитель услуги. Также выросли доли гостиниц и ресторанов, индустрии медиа и рекламы, финансового сектора и ИТ-компаний.

На рынке услуги «Бесплатный вызов» по итогам 2024 года аналитики фиксируют общее сокращение объема на 3,1%. Несмотря на это, «Ростелеком» увеличил свои доходы на 2,4%. Это связано с ростом спроса на дополнительный функционал услуги 8-800 со стороны органов власти и крупного бизнеса, а также с активностью со стороны альтернативных операторов.

«Благодаря внедрению искусственного интеллекта и интеграции с другими информационными системами виртуальные АТС активно развиваются и предлагают новые сервисы: голосовые помощники, отслеживание звонков, речевую аналитику и многое другое. Сегодня это универсальный инструмент, который бизнес может адаптировать под любые задачи — от персонализации клиентского опыта до укрепления имиджа работодателя. Голосовая связь перестала быть просто средством передачи информации, превратившись в ключевой элемент современных цифровых бизнес-коммуникаций. Дальнейшее развитие функционала и усиление тренда на омниканальность неизбежно трансформируют рынок ВАТС в рынок унифицированных коммуникаций, где все каналы взаимодействия объединены в единую экосистему», - отметил Тимофей Абраменко, директор по работе с малыми, средними предприятиями и развитию сервисов «Ростелекома».

По прогнозам «ТМТ Консалтинг», рынок виртуальных АТС остаётся динамичным, хотя темпы его роста будут постепенно снижаться. К 2029 году объём российского рынка ВАТС достигнет 45 млрд рублей.