Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) запретила «Яндексу» использовать интерактивные сервисы для продвижения своих услуг в поисковой выдаче в ущерб сторонним сервисам. В рамках расследования ведомство выявило факты предоставления необоснованных преимуществ сервисам «Яндекса» в поисковике «Яндекса». В ИТ-компании с обвинениями категорически не согласны.

ФАС уличила «Яндекс» в предоставлении необоснованных преимуществ своим сервисам в поисковой выдаче.

ФАС выдала предписание «Яндексу» о необходимости прекращения нарушений антимонопольного законодательства. Предписание касается поисковых сервисов «Яндекса», в которых компания продвигала сервисы связанных с ней структур, среди которых значатся: «Яндекс.Вертикали» (объединяет сервисы «Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость» и «Яндекс.Работа»), «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Медиасервисы» (объединяет «Яндекс.Музыку», «Яндекс.Афишу» и «Яндекс.Телепрограмму») и «Кинопоиск».

В рамках изучения работы сервисов ФАС установила, что «Яндекс» пытается привлечь внимание пользователей с помощью «технических, визуальных и иных возможностей», которые недоступны сервисам, не входящим в структуры «Яндекса».

В связи с этим ФАС потребовала от «Яндекса» прекратить предоставлять связанным с компанией лицам преимущественные возможности по продвижению в своей поисковой системе с помощью интерактивных ответов и иных применимых функций и технологий, демонстрируемых на страницах поисковой выдачи.

Также «Яндекс» должен опубликовать условия доступа сервисов к техническим, визуальным и иным возможностям по продвижению в поисковой системе компании, в том числе с помощью интерактивных ответов, в формате, доступном для ознакомления хозяйствующих субъектов вне зависимости от вхождения в группы компаний «Яндекса».

Для сервисов, не входящих в одну группу лиц с «Яндексом», должен быть обеспечен доступ к техническим, визуальным и иным возможностям по продвижению в поисковой системе «Яндекса», которые применяются лицами, входящими в группу лиц «Яндекса», на равных условиях.

В заявлении антиминопольной службы отмечается, что «Яндексу» необходимо уведомить ФАС в течение 3 дней с момента исполнения предупреждения и приложить подтверждающие документы. Ведомство отмечает, что, если компания не выполнит требования в установленный срок, ФАС может возбудить против неё дело о нарушении антимонопольного законодательства.

В «Яндексе» заявили, что не согласны с решением ФАС. В компании отметили, что некоторые требования органа уже реализованы в поиске. Там считают, что исполнение всех перечисленных требований ухудшит качество поиска для пользователя, а значит и положение поиска «Яндекса» на рынке по сравнению с конкурентами.

«Без специальных ответов, которые есть во всех поисковых системах в мире, качество поиска становится хуже для пользователя. Никакой сервис «Яндекса» или другой компании не имеет никаких приоритетов, показ основан на конкретной и прозрачной метрике полезности для пользователя. Мы готовы её аудировать и открыто про нее рассказывать», - говорится в официальном заявлении компании.

В «Яндексе» также отметили, что предписание несправедливо, так как направлено только на одного игрока, при этом поисковая доля «Яндекса», например, на iOS меньше 50%. В компании пока не ответили, будут ли обжаловать решение ФАС.

Стоит отметить, что инициатором разбирательства стали Avito, ivi, ЦИАН, «Туту.ру», «2ГИС», «Профи.ру», Zoon и Drom.ru. В августе 2020 года компании пожаловались в ФАС на «Яндекс» из-за интерактивных ответов в поисковой выдаче. В «Яндексе» тогда сказали, что ответы не закреплены на первых позициях по умолчанию и появляются только тогда, когда могут улучшить качество ответа на запрос пользователям.