Сразу 8 российских онлайн-сервисов направили жалобу в ФАС на действия «Яндекса». Ivi, Avito, «Циан», «Профи.ру», «Туту.ру», Drom.ru, «2ГИС» и Zoon просят проверить работу алгоритмов специальных виджетов («колдунщиков») в поисковой выдачи на предмет нарушений закона «О защите конкуренции». ИТ-компании считают, что «Яндекс» показывает исключительно собственную рекламу и нарушает права других ИТ-компаний.
Инициаторы обращения утверждают, что виджет «Яндекса», который показывает услуги без перехода на отдельную страницу, отображает исключительно товары сервисов поисковика. По их словам, конкурентам закрыт к ним доступ, из-за чего нарушается релевантность ответов в поиске. В результате «Яндекс» уводит до 50% трафика конкурентов за счёт применения методов рекламы и продвижения, доступных только сервисам этой компании. При этом «Яндекс» не маркирует виджет как рекламу, а пользователь не осознает, что результаты поиска не являются частью органической выдачи. Таким образом, интерес пользователей к сервисам «Яндекса» искусственно повышается за счёт конкурентов.
Заявители утверждают, что обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России), потому что «Яндекс» исключил «переговорный способ разрешения конфликта».
Стоит отметить, что «Колдунщик» представляет собой алгоритм параллельного поиска с подключённой тематической базой данных. Цель виджета – быстрый подбор наиболее релевантных результатов по определённой теме. Данные для «колдунщиков» могут поступать как из других сервисов Яндекса (например, «колдунщик» видео), так и из различных источников (например, «колдунщик» отключения горячей воды). Это может быть курс валют, картинка, перевод слова, расписание транспорта и многое другое.
Пресс-служба «Яндекса» назвала подобные виджеты мировым отраслевым стандартом. Компания утверждает, что они не имеют преимуществ перед классической выдачей ответов на запросы. Кроме этого, «колдунщики» не закрепляются на первых местах в выдаче.
По мнению участников ИТ-коалиции недобросовестная практика представления поисковых результатов для продвижения сервисов, принадлежащих «Яндексу» или контролируемых связанными с ним компаниями, приводит к падению долей конкурентов на рынке. Объективного поиска среди многообразия коммерческих продуктов не происходит.
Год назад, жалобу на «Яндекс» в ФАС по этому же поводу отправил сервис «Кассир.ру». По версии оператора, «Яндекс» использовал доминирующее положение, продавая билеты через «Яндекс.Афишу» с помощью виджета в выдаче. Другие операторы такой возможностью воспользоваться не могли даже на коммерческой основе. Претензии компании к «Яндексу» были готовы поддержать другие крупные участники рынка. На своем сайте ФАС сообщила, что рассмотрит заявление, но других комментариев не последовало.