За последний год рынок сотового ритейла подвергся серьезным изменениям. Сейчас среди продавцов мобильных телефонов, фотоаппаратов и другой цифровой техники все чаще можно заметить операторов сотовой связи. В то время как оставшиеся в живых классические ритейлеры запускают все новые сервисы и услуги, не имеющие прямого отношения к основному бизнесу. Представляем нашим пользователям аналитический обзор рынка сотового ритейла Челябинской области по итогам первой половины 2010 года.

По данным нашего издания в настоящее время в Челябинске и Челябинской области насчитывается порядка 340 торговых точек, которые занимаются продажами сотовых телефонов, цифровой техники и сопутствующих товаров [без учета точек продаж б/у-телефонов].

На долю трех крупных розничных сетей приходится порядка 74,6% рынка [здесь и далее приводятся оценки интернет-издания MobEkat.Ru]. А 15,9% представляют собой мелкие магазины и отдельные точки продаж.

Лидером рынка сотового ритейла Южного Урала и в этом году остается компания «Евросеть». Она насчитывает 111 магазина, сервисный центр и интернет-магазин. «Евросеть» занимает долю 37,8% по количеству проданных телефонов и 38% по выручке.

В целом рынок в настоящее время достаточно стабилен. По данным «Евросети», основой стабильности является процесс замены старых мобильных телефонов на новые. Средний срок реплейсмента (замены) телефона по итогам первого полугодия 2010 года составил 2,8 года. Год назад средний срок замены старого телефона на новый составлял около трех лет. Тем не менее, после динамичных темпов восстановления рынка в марте-апреле 2010 года показатели мая-июня 2010 выглядят менее оптимистично.

- Рынок постепенно восстанавливается во всех региона. Продажи растут, и это объясняется наступлением срока реплейсмента  для аппаратов, купленных в докризисный период. Конечно, необходимо учитывать сезонный фактор, так, например, могу отметить рост продаж и повышенную покупательскую активность в течение летних месяцев, именно в этот период производители традиционно начинают выводить новые модели на рынок, и любители гаджетов начинают «обновлять парк» своих телефонов, - отмечает Кирилл Шибанов, управляющий уральским филиалом компании «Евросеть».

TOP-3 наиболее покупаемых телефонов в «Евросети» (июль 2010):

1.    Samsung E1080;
2.    LG-KP105;
3.    Nokia 2700.

Рынок сотового ритейла Челябинской области по итогам 2 квартала 2010 года.

«Связной» находится на второй позиции, как по доле продаваемых телефонов, так и по выручке – 26% и 25% соответственно. В активе этой компании 63 магазина плюс интернет-магазин. Ритейлер по-прежнему занимает лидирующие позиции по выручке с одного магазина.

Активно растут продажи ноутбуков, нетбуков, электронных книг, медиа-плееров. Развиваются финансовые услуги: денежные переводы, погашение кредитов, страхование, интернет-торговля. Рынок мобильного ритейла по данным сети «Связной» продолжит расти, хотя и не достигнет докризисного уровня. Ожидается, что возврат к докризисному уровню произойдет не раньше 2011 года.

- Мы удовлетворены уровнем продаж в уральском филиале. В целом продажи находятся на достаточно высоком уровне, - говорит Елена Ноготкова, руководитель отдела по связям с общественностью группы компаний «Связной». - Средняя цена проданных телефонов в магазинах «Связной» в июне - 3 967 рублей. Последние полгода цена снижалась со средней скоростью 4% в месяц.

TOP-5 моделей телефонов в «Связном» (июль 2010):

1.    Samsung E1081;
2.    Nokia 1202;
3.    Nokia 2700;
4.    Alcatel 103;
5.    Nokia C5.

Рынок сотового ритейла Челябинска и области по итогам 2 квартала 2010 года.

Третьим игроком в Челябинской области стала розничная сеть компании МТС – «Русская Телефонная компания» («РТК»). В настоящий момент монобрендовая розничная сеть МТС насчитывает 63 магазина.

Во втором квартале 2010 года доля рынка сети МТС в штучном выражении оценивается нами в 11,5 % и по выручке - 15,6%. Доля телефонов стоимостью менее 5 000 рублей составила около 74% (в штучном выражении). Доля телефонов стоимостью от 5 000 до 9 999 рублей составила около 21%. Дорогие модели, стоимостью более 10 000 рублей, заняли 5%. Во втором полугодии 2010 МТС надеется улучшить свои показатели, выпустив ряд моделей мобильных устройств под собственным брендом.

- Развитие монобрендовой сети является частью стратегии МТС по построению эффективных каналов дистрибуции и обеспечению лучшего клиентского опыта. В салонах МТС можно приобрести телефоны ведущих мировых производителей, в том числе в рамках эксклюзивных программ поставок, а также телефоны под брендом МТС. Важно, что во всех наших салонах можно получить полноценное обслуживание и консультации по использованию широкого спектра дополнительных услуг, включая мобильный Интернет, - отметил Андрей Ершов, директор макрорегиона МТС-Урал.

TOP-5 самых популярных моделей телефонов в монобрендовых магазинах «МТС» (июль 2010):

1.    МТС 236;
2.    Samsung E1080;
3.    Nokia 1202;
4.    LG KP105;
5.    Nokia 1208.

Рынок сотового ритейла Челябинской области по итогам 2 квартала 2010 года.

Четвертое место досталось федеральной сети магазинов «М.Видео». По нашим оценкам компания занимает порядка 9,5% среди всех игроков, реализующих мобильные телефоны и цифровую технику.

Свои претензии на вхождение в группу крупных ритейлеров оспаривает и монобрендовая сеть оператора МегаФон. По итогам первого полугодия эта сеть имеет 60 магазинов на Урале. Из них 17 работает в Челябинкой области. Доля розницы МегаФона по Челябинской области оценивается на уровне 4,2%.

Остальные игроки занимают около 11% рынка сотового ритейла в регионе.

Средняя
цена продаваемых телефонов в магазинах сотовых ритейлеров по итогам 2
квартала 2010 года.


За последний год все без исключения ритейлеры экспериментировали с форматами продаж новых услуг.

Так, «Евросеть» активно развивает это. За последний  год компания запустила около 10 новых программ-услуг: пенсионное страхование, туристические путевки, оплата потребительских кредитов, карты для подготовки к ЕГЭ, бронирование и покупка авиабилетов, пополнение электронных кошельков, программа лояльности «Кукуруза» и многое другое.

- Уникальной могу назвать программу лояльности Кукуруза, разработанную совместно с MasterCard. Она позволяет оплачивать покупки не только в России, но и во всем мире, осуществлять денежные переводы и при этом получать бонусы, которыми можно расплачиваться не только в салонах «Евросети», но и в магазинах партнеров, - рассказывает Кирилл Шибанов.

Подобный проект есть и у «Связного».

- Карта для платежей и денежных переводов MasterCard совмещает в себе преимущества карт международной платежной системы MasterCard и бонусной программы «Связной-Клуб». Карта дает возможность проводить денежные операции и получать при этом бонусы за покупки. Сейчас мы активно развиваем этот проект, недавно заключено соглашение с Webmoney по программе конвертации денежных средств из системы WebMoney на «Связной-Клуб» MasterCard, - отмечает Елена Ноготкова.

Кроме того, в июле будут открыты первые 10 магазинов островного типа (киоски) по всей России, а до конца года их планируется открыть 60. Компании «Связной» такой «легкий» формат магазинов позволит занять интересные с точки зрения покупательских потоков места в крупных торговых центрах, на вокзалах, в аэропортах. Кроме того, мы предоставляем возможность микрокредитования, планируем увеличение количества электронных каталогов, развивать продажи авиа- и железнодорожных билетов.

Ритейлеры продолжают эксперименты с форматами своих магазинов.

В первом полугодии 2010 года количество проданных в Уральском федеральном округе телефонов выросло на 41% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года до 690 тыс. аппаратов. В России за аналогичный период количество проданных телефонов выросло на 28% и составило 14,2 млн. штук.

По итогам первого полугодия 2010 года рынок мобильных телефонов в Уральском федеральном округе в денежном выражении оценивается в 6,9 млрд. рублей. В России этот показатель равен 63 млрд. рублей.

Средняя рыночная цена мобильных телефонов продолжила снижение во 2 квартале 2010 года, что отражает глобальное снижение цен на аппараты, а также большую чувствительность к ценам со стороны потребителей.
 

Галерея