В эпоху всеобщей цифровизации, которая обещает экономию времени и денег, мы всё чаще оказываемся заложниками стереотипов, маркетинга и незнания. Разнообразные подписки, дополнительные гарантии, страховки, абонементы – всё это каждый месяц съедает до 20% личного и семейного бюджета. Наш интернет-проект провёл расследование и выяснил, за какие услуги и сервисы простые люди переплачивают, и как на них можно экономить без ущерба комфорту.
Для этого мы проанализировали данные популярных пабликов в соцсетях, где люди делятся своими ситуациями, так, в пятёрке самых распространённых историй о переплатах оказались:
1. Годовой абонемент в фитнес-центр (по факту вы ходите нерегулярно, а платите много);
2. Покупка бытовой техники (смартфонов, телевизоров, компьютеров и ноутбуков, холодильников и т.п.) в магазине с расширенной гарантией, страховкой, аксессуарами, консультациями, настройкой сервисов;
3. Покупка автомобиля в кредит, включающей страховку собственника, расширенную гарантию, сервисное обслуживание на 3 года, дополнительное оборудование;
4. Товары для «здорового питания»;
5. Пакетные тарифы на мобильную связь.
Разберём эти ситуации в подробностях, рассчитаем величину переплат и постараемся найти варианты экономии.
Пример 1. Годовой абонемент в фитнес-центр
Наиболее несправедливыми, по мнению пользователей популярных пабликов, оказались годовые абонементы в фитнес-центры. С одной стороны, покупка безлимитного посещения спортзала выглядит заманчиво. Можно приходить хоть каждый день и тренироваться. Но на практике приходится сталкиваться с кучей неудобств.
Так, самые дешёвые абонементы, как, впрочем, и разовые занятия, доступны в утреннее или дневное время в будние дни. Вечером и по выходным – стоимость увеличивается минимум на 25%, а то и выше. Кроме того, практически ни один фитнес-центр не продаёт разовые абонементы в плавательный бассейн. При этом желание поплавать до или после работы оказывается самой востребованной услугой у жителей городов.
Расходы
Мы рассчитали стоимость переплаты за год использования годового абонемента в фитнес-клубе. Средняя цена такого безлимита за 12 месяцев составляет 20000 рублей. Средняя цена разового занятия - 350 рублей. По статистике самих фитнес-центров, каждый, купивший годовой абонемент, приходит на занятие 30 раз в год. Таким образом, если за все реальные занятия платить по разовому тарифу, выходит всего 10500 рублей за год. При этом вы приходите только тогда, когда вам удобно. Получается, что 9500 рублей вы отдаёте просто так. Это несправедливо.
Как сэкономить?
Для экономии нужно правильно оценить свою дисциплину и физические возможности. Самый гибкий и простой вариант – использовать абонементы на 8-12 занятий в течение года. Кроме того, можно присмотреться к абонементам на 1 месяц, либо оплачивать разовые посещения спортивного зала. Не лишним будет выбрать конкретный тип занятий: фитнес, аэробика, тренажёрный зал, бассейн. Если вы собираетесь только плавать, стоит присмотреть в качестве альтернативы бассейн в спортивном комплексе или в гостинице.
В то же самое время, если у вас будет получаться за весь год посещать занятия 58 раз и более, то абонемент на 12 месяцев вы оправдаете. Если таких посещений будет меньше, то вы будете в минусе.
Пример 2. Покупка бытовой техники
Второй по количеству отзывов о переплатах оказалась покупка бытовой техники. Практически во всех магазинах, где её продают, предлагают приобрести, так называемую, программу дополнительного гарантийного обслуживания на несколько лет вперёд поверх заводской гарантии, которая как правило, длится от 1 года до 2 лет в зависимости от типа товара.
На деле, при покупке холодильника, телевизора, смартфона, планшета, ноутбука или любого другого технически сложного товара вам предлагают доплатить от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. В этом случае даже после истечение срока официальной гарантии обслуживание техники на себя возьмёт сам магазин. Но вот нужна ли она?
В большинстве случаев люди соглашаются на дополнительные расходы не потому что им нужна расширенная гарантия. Не секрет, что продавец в случае продажи такой гарантии, получает свою премию. Более того, заработная плата продавца напрямую зависит от проданных пакетов постгарантийного обслуживания, а не от продаж основного товара. По этой причине многие продавцы так активно их предлагают.
Расходы
Например, если вы собираетесь приобрести телевизор с диагональю 50 дюймов известного производителя с ценой около 44000 рублей и гарантией производителя на 1 год, вам могут предложить программу клиентского сервиса на 2 года с момента истечения официальной гарантии стоимостью 1490 рублей. В эту стоимость входит бесплатный ремонт, если случится какая-либо поломка.
Вам также могут рекомендовать купить крепление-кронштейн на стену стоимостью 1990 рублей или вариант - дополнить покупку объёмным стереозвуком за 19000 рублей, а также подпиской на просмотр бесплатного видео в онлайн-кинотеатре стоимостью 1990 рублей на год.
Если согласиться на предложенные варианты, то дополнительные расходы составят от 1490 до 22980 рублей.
Как сэкономить?
При покупке бытовой техники, электроники, мобильников, компьютеров и прочих девайсов не стесняйтесь задавать вопросы консультанту. Обязательно расспросите сотрудников магазина обо всех предложениях и вариантах того, как не переплачивать за ненужную гарантию. Вы всегда можете отказаться от покупки, если вас будут принуждать. Как правило, после отказа продавцы начинают идти навстречу.
Пример 3. Покупка автомобиля в кредит
На третьем месте по переплатам оказались сопутствующие покупке автомобиля услуги и опции. В первую очередь к ним относится страховка жизни. Люди считают это необязательной услугой, в то время как банки, выдающие кредит на транспортное средство, включают страховку в основной договор с покупателем. Фактически вы косвенно отдаёте от 0,9 до 1,7% от стоимости автомобиля в течение каждого года в течение срока выплаты кредита.
Также в автосалоне зачастую предлагают автомобиль классом выше, чем вы изначально предполагали. Это может быть более дорогая комплектация, встроенная система навигации, система спутникового слежения и т.п. Конечно, если вы приобретаете авто стоимостью 7 млн рублей, это может быть актуально. Однако какой смысл устанавливать дорогостоящее оборудование на машину недорогого класса? К тому же все новые модели комплектуются системами ЭРА-ГЛОНАСС, которые позволяют обнаруживать авто в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Ещё один спорный вариант – программы постгарантийного обслуживания. Они предусматривают бесплатный ремонт машины после истечения основной гарантии производителя. Что важно, купить такой пакет услуг можно только до истечения самой гарантии. После – будут действовать базовые тарифы и цены.
Расходы
При покупке автомобиля стоимостью 890 тыс. рублей за страховку жизни придётся отдать минимум 8010 рублей за год. За три года переплата составит около 15000 рублей.
Максимальная комплектация автомобиля среднего ценового уровня может оказаться на 200 тыс. дороже в сравнении с минимальной. Для более дорогих авто эта разница увеличивается пропорционально.
Дополнительное постгарантийное обслуживание на машины среднего ценового сегмента у официального дилера колеблется от 7000 рублей за 3 года до 50000 рублей за 5 лет.
Как сэкономить?
Если вы не покупаете автомобиль по государственной программе кредитования или не используете специальную программу от банка, то страхование жизни является необязательным условием. Вы всегда можете отказаться от него. В остальных случаях траты можно компенсировать выбором компании с минимальными тарифами. Также можно обратиться в страховую, где у вас уже есть страховка. Как правило, в таких случаях предоставляется существенная скидка.
Что касается выбора комплектации автомобиля, не стоит на 100% доверять советам продавцов-консультантов. Более дорогие варианты они предлагают, как правило, потому что те хуже продаются, поэтому они имеются в наличии на складе салона. Кроме того, вас будут просить купить дополнительное оборудование, с продажи которого сотрудники получают большую часть своей заработной платы. По этой причине у продавцов нужно не бояться просить максимальных скидок, подарков от производителя и прочие плюшки. Всё это есть в их распоряжении.
Пример 4. Товары «здорового питания»
В пятёрку рейтинга переплат попали товары, так называемого, «здорового питания». При прочих равных условиях продукты с маркировкой «эко», «био», «экологически чистые», «здоровые» стоят дороже. При этом достоверность информации, расположенной на этикетке, никто не проверяет. В большинстве случаев это чистый маркетинг и манипулирование.
Вот и получается, что энергетический батончик, который вы взяли в отделе с якобы полезной для здоровья едой, стоит на треть дороже своего шоколадного аналога. Хотя, если внимательно изучить надписи на этикетке, можно выяснить, что и калорийность у них одинаковая, и жиров с углеводами в них содержится примерно столько же. Аналогично обстоят дела с йогуртами с повышенным содержанием белка, на которых мелкими буквами написано, что сравнивали их только с другой продукцией этого же производителя.
А ещё есть «детская вода», «детское молоко», «детский хлеб» и далее по списку. Причём состав у этих товаров один в один совпадает с продуктами «для взрослых».
Расходы
По данным разных исследований, в России продукты для «здорового питания» стоят в среднем на 20% дороже стандартных. В некоторых случаях наценка доходит до 400%. Особенно часто этим злоупотребляют производители круп, воды и детских товаров.
Принимая во внимание, что средние расходы домохозяйств в 2020 году на продукты питания составляют 26 000 рублей в месяц, переплата за «здоровые» товары может составлять 62 400 рублей в год. Сумма ощутимая.
Как сэкономить?
Чтобы не становиться жертвой манипуляций маркетологов стоит крайне внимательно походить к подбору товаров «здорового питания». Перед покупкой следует внимательно изучить состав продукта, который, как правило, написан мелким шрифтом. Его следует сравнить с составом более дешевых вариантов. В большинстве случаев он оказывается одинаковым.
Зная щепетильность мам и пап, некоторые производители сознательно маркируют стандартную продукцию слоганами «для детей», «детский» и т.д. На деле же состав ничем не отличается от менее дорогих аналогов. Внимательность в этом вопросе помогает существенно сэкономить.
Пример 5. Пакетные тарифы на мобильную связь
В перечень услуг, за которые мы переплачиваем, вошли пакетные предложения от мобильных операторов. Пользователи отмечают, что самых дешёвых пакетов им может быть недостаточно, а дорогих – много. И к сожалению, у большей части операторов есть ограничения на раздачу интернета, накопление голосового трафика и трату бонусов.
К тому же кто-то из абонентов пользуется исключительно мобильным интернетом, общается по телефону бесплатно через мессенджеры и социальные сети. Кто-то же, наоборот, практически не выходит в сеть, но регулярно звонит родственникам по телефону и шлёт несколько SMS в месяц. Ну, а некоторые люди смотрят на своих смартфонах те самые фильмы и сериалы, описанные в предыдущем примере, играют и слушают музыку онлайн. Операторы, конечно, стараются идти в ногу со своими клиентами и запускают почти каждый месяц новые пакеты. Но за это время потребности абонентов снова успевают измениться.
Расходы
Вот и получается, что наиболее активные в онлайне пользователи, подключают максимальные пакеты за 1500 рублей, но при этом не выговаривают заложенные в абонентскую плату 3000 голосовых минут и 1000 SMS в месяц. А вот интернет-трафик в 30 или 50 ГБ могут и выкачать. Таким образом, в год расходы составляют 18000 рублей
В свою очередь более консервативные люди также подключают тарифы за 1500 рублей в месяц. Они могут выговорить 3000 голосовых минут, но не отправляют SMS и скачивают не более 3 Гб мобильного интернета.
Как сэкономить?
Альтернативой привычным пакетам от разных сотовых компаний может стать линейка тарифов «Без переплат» оператора «МегаФон». На них можно пользоваться WhatsApp, Viber, Facebook Messenger, Snapchat, «ТамТам» и e-Motion даже при нулевом балансе. Защита от случайного подключения платных подписок – это также опция по умолчанию, то, что многие абоненты хотят видеть изначально в своем тарифном плане, но остальные сотовые компании ее не предоставляют. При попытке подписаться на такой ресурс придёт Push-уведомление, и только ответив на него, вы сможете подключить платную услугу.
Кроме того, пользователи тарифов «Без переплат» могут раздавать свой пакет на другие устройства, даже если у них безлимитный интернет. Другой важный момент, связанный с трафиком, это перенос неиспользованных гигабайтов на следующие периоды. В зависимости от тарифа такая копилка будет иметь объём 25, 50 или 100 ГБ, и главное – эти объёмы трафика не сгорают. При этом вначале тратится трафик из вашего тарифа и только потом начинает расходоваться сохранённый.
В конце сентября компания запустила новую опцию под названием “Копилка минут”, которая позволяет потратить и не использованные минуты в последующие месяцы. При этом нет никаких ограничений по срокам.
Ещё один бонус – на тарифах по умолчанию предоставляется сервис «МегаФон ТВ», который не расходует трафик. Это удобный способ смотреть телевидение на мобильном устройстве, да еще и экономить свой интернет. Базовый пакет включает в себя 50 каналов, на премиальных тарифах «Премиум», «VIP» доступны дополнительные каналы и возможность просмотра сериалов и фильмов бесплатно.
Общий объём экономии зависит от конкретного потребления услуг и может быть от 10 до 60%. Максимальная экономия получается в случае использования сервиса «МегаФон ТВ» и просмотра кино, сериалов и телевидения через эту платформу. У вас уже нет надобности оформлять другие подписки.
Наше расследование показывает, что при желании можно снизить расходы даже на, казалось бы, невозможные виды продуктов и услуг. Самое главное перед покупкой того или иного товара или сервиса не делать эмоциональных действий и скоропалительных выводов. Лучше всего всё взвесить в спокойной обстановке, оценить и лишь после этого принимать решение. Ну, и конечно, не забыть принять во внимание наши рекомендации.