Россияне уже готовы доверить свою поездку транспорту без водителя. По результатам опроса, проведенного «Группой Мовиста», почти половина горожан отнеслась к идее беспилотного общественного транспорта с интересом или энтузиазмом: 23% готовы регулярно ездить на таком транспорте, еще 27% хотят хотя бы раз попробовать. Конечно, остаются те, кто пока относится настороженно — около 22% опрошенных. Но общий настрой людей — позитивный: они ждут от технологий удобства, безопасности и точного соблюдения расписания.

Тем не менее вокруг беспилотного транспорта все еще много мифов. Разбираемся, какие из них давно пора оставить в прошлом.
Миф 1. «ИИ не заметит человека на путях»
Реальность: современные трамваи с системами ИИ смотрят на дорогу гораздо внимательнее человека. Камеры, лидары, радары и тепловизоры сканируют путь на десятки метров вперед и фиксируют мельчайшие изменения. Система экстренного торможения срабатывает за доли секунды — быстрее, чем человек успеет отреагировать.
Важно, что ИИ не устает, не отвлекается, не засыпает и не пропускает детали. Даже сегодня трамваи с элементами искусственного интеллекта — например, на маршрутах в Москве или Санкт-Петербурге — помогают водителям в сложных ситуациях. А полностью автономные системы проходят испытания в реальных условиях.
Миф 2. «Это слишком дорого для города»
Реальность: технологии ИИ действительно требуют инвестиций, но выгода в долгосрочной перспективе очевидна. Беспилотный транспорт снижает износ техники, оптимизирует маршруты, помогает сократить затраты на топливо и электроэнергию, повышает безопасность движения.
Например, на междугороднем маршруте «Екатеринбург — Верхняя Пышма» благодаря цифровым сервисам и «умному» депо 100% подвижного состава выходит на линию, а время на техническое обслуживание сократилось на 30%. Для пассажиров это означает стабильное расписание, для города — экономию бюджетных средств и повышение эффективности перевозок.
Миф 3. «Искусственный интеллект отберет рабочие места у водителей»
Реальность: беспилотный транспорт — это не замена человека, а помощь ему. Пока технологии развиваются, за каждым беспилотным трамваем будет следить оператор. Кроме того, новые профессии — инженеры по обслуживанию ИИ-систем, операторы автопилотов, специалисты по телеметрии — создадут новые рабочие места.
На первых этапах искусственный интеллект будет выполнять рутинные задачи (движение по прямому участку, контроль дистанции), а человек будет обеспечивать контроль безопасности и решать нестандартные ситуации.
Миф 4. «Человек все равно водит аккуратнее»
Реальность: по статистике, именно человеческий фактор остается главной причиной большинства ДТП. ИИ действует по четким алгоритмам, не нарушает правила дорожного движения и не допускает эмоциональных ошибок. По данным Минэкономразвития, в России за все время эксперимента с беспилотными автомобилями зарегистрировано 36 ДТП, всего два из них — по вине машины, остальные — по вине «другого участника».
Кроме того, прогнозируется, что к 2040 году использование беспилотников снизит число пострадавших в ДТП минимум в два раза. ИИ не станет нарушать из-за спешки, плохого настроения или усталости. Именно безопасность была одной из ключевых причин, по которой россияне в опросе отметили интерес к таким технологиям: снижение аварийности стало вторым по популярности ожидаемым эффектом после точного соблюдения расписания.
Миф 5. «До реального внедрения еще десятилетия»
Реальность: беспилотный транспорт уже сегодня ездит по улицам российских городов. В Москве и Санкт-Петербурге действует экспериментальный правовой режим, в рамках которого проходят испытания беспилотных трамваев в городской среде. До конца 2025 года планируется запустить первые рейсы с пассажирами.
В регионах инфраструктура тоже готовится к внедрению новых технологий. Так, междугородний маршрут «Екатеринбург — Верхняя Пышма» уже рассматривается как первый кандидат для запуска беспилотного движения. Здесь есть современное цифровое депо, обособленная линия, новая техника и, немаловажно, заинтересованность самого региона.
Первые шаги к внедрению беспилотного трамвая на Урале уже сделаны. В июле на международной промышленной выставке ИННОПРОМ администрация Екатеринбурга и компании-инвесторы подписали соглашения о сотрудничестве в сфере развития цифровых сервисов и внедрения цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств (беспилотных трамваев).
В реализации проекта примут участие четыре компании: «ТМХ Интеллектуальные Системы», которая занимает разработкой и внедрением инновационных решений для управления движением рельсового транспорта в России и СНГ; ООО «Верхнепышминский трамвай» как площадка для обкатки и внедрения технологий; «Мовиста Екатеринбург» как координатор и куратор проекта; а также «ПК Транспортные системы» — ведущий российский разработчик и производитель городского электрического транспорта.