Вот уже два месяца как в столице Южного Урала курсирует первый умный автобус. В отличие от стандартных машин он оснащён Wi-Fi точкой доступа с бесплатным интернетом, розетками для подзарядки любых мобильных устройств, системой учёта пассажиропотока, видеонаблюдением в салоне и видеорегистратором для контроля ситуации на дорогах. Кроме того, данные о состоянии автобуса в автоматическом режиме передаются на пункт сервисного обслуживания. Команда интернет-проекта Yamobi.Ru решила протестировать умный общественный транспорт и выяснить мнение пассажиров, нужны ли большому городу новые технологии.

Тестируем умный общественный транспорт: зарядка смартфона, бесплатный интернет, видеонаблюдение и контроль за дорогой.

С конца мая в Челябинске на маршруте общественного транспорта номер 41 ДК «Строитель» - Аэропорт начал курсировать умный автобус. С виду он ничем не отличается от тех машин, что работают на других маршрутах. Типичный НЕФАЗ 2017 года выпуска. Тем не менее, эта машина (бортовой номер 3-36) оснащена рядом умных технологий, которые улучшают комфорт пассажиров.

Пилотный проект умного автобуса в Челябинске.

Пилотный проект умного автобуса в Челябинске.

Подзарядка мобильных устройств

Во-первых, это розетки для подзарядки мобильных устройств. В автобусе таких две пары. Располагаются они в поручнях на средней и задней площадке. Для удобства USB порты подсвечиваются синей подсветкой. От пыли они защищены специальными резиновыми заглушками и выглядят следующим образом:

Пилотный проект умного автобуса в Челябинске: USB-зарядка.

Пилотный проект умного автобуса в Челябинске: USB-зарядка.

Для того чтобы воспользоваться зарядкой, при себе необходимо иметь USB-кабель: вставить один конец в розетку, а другой – в смартфон, планшет или электронную книгу. Процесс зарядки начнётся автоматически. За 20 минут можно зарядить свой смартфон с нуля до 20%.

Со слов кондуктора автобусного маршрута 41, зарядкой активно пользуется молодёжь. Правда, были случаи, когда неадекватные жители Челябинска пытались сломать розетки. На вопрос, зачем, они отвечали: «Да по приколу!».

В то же самое время опрошенные нами пассажиры автобуса отмечали, что подзарядить телефон в транспорте бывает очень нужно, а «гоповатые» челябинцы были, есть и будут всегда, весь вопрос в плохом воспитании и пониженной социальной ответственности.

Бесплатный Wi-Fi

Второе новшество – бесплатный Wi-Fi. Любой пассажир автобуса может подключить свой смартфон, планшет или ноутбук к беспроводному интернету. Для этого нужно включить Wi-Fi на своём устройстве, найти сеть FreeWiFi и авторизоваться по номеру телефона. После этого доступ будет бесплатным. Кстати, на стекле автобуса по этому поводу есть наклейка с инструкцией.

Пилотный проект умного автобуса в Челябинске: бесплатный Wi-Fi.

В рамках тестирования нам удалось запустить просмотр фильма, посмотреть новости, пообщаться в социальных сетях. В среднем скорость автобусного Wi-Fi в районе ЧМЗ достигала 2-5 Мбит/с, что достаточно для большинства онлайновых сервисов.

Контроль порядка и безопасности

Третье направление – обеспечение безопасности в салоне автобуса. К сожалению, в Челябинске нередки случаи, когда в общественном транспорте орудуют карманники, а также встречаются неадекватные пассажиры. Для предупреждения противоправных действий и повышения безопасности в салоне автобуса установлены три видеокамеры сверхвысокого разрешения с возможностью записи в инфракрасном диапазоне. Это означает, что даже в сумерках или темноте можно установить личности злоумышленников.

Стоит отметить, что в режиме реального времени записи транслируются на мониторе в кабине водителя, а сами файлы хранятся в защищённом облачном сервисе и доступны для просмотра в архиве в течение 30 дней. Записи могут быть использованы для расследования краж и других противоправных действий.

Пилотный проект умного автобуса в Челябинске: камера видеонаблюдения.

Пилотный проект умного автобуса в Челябинске: монитор с трансляциями камер видеонаблюдения в салоне.

Эксперты отмечают, что если оборудовать весь общественный транспорт камерами видеонаблюдения, то раскрываемость карманных краж увеличится в десятки раз, а их количество сократиться. Собственно, показателен пример Москвы, где видеонаблюдение повысило безопасность и снизило уровень преступности.

Контроль ситуации на дороге

Ещё одна система направлена на фиксацию транспортной ситуации и может быть крайне полезна в случае возникновения ДТП и разного рода дорожных инцидентов. На передней консоли автобуса установлена специальная камера-регистратор. Она ведёт запись происходящих событий на дороге с автоматической загрузкой архива в облачное хранилище.

Пилотный проект умного автобуса в Челябинске: камера-видеорегистратор.

Как и к записям из салона, здесь можно получить доступ к отдельным видеотрансляциям. Примечательно, что удалённо записи удалить нельзя. В общем случае система должна способствовать повышению водительской дисциплины и снижения аварийности на дорогах.

Учёт пассажиропотока

Ещё одна технология – система учёта пассажиров. Для этого используются инфракрасные датчики, установленные над каждой из трёх дверей автобуса. Вот так они выглядят:

Пилотный проект умного автобуса в Челябинске: инфракрасные датчики учёта пассажиров.

В момент входа и выхода человека срабатывает датчик. Таким образом система позволяет в автоматическом режиме считать количество входящих и выходящих пассажиров. Далее в личном кабинете на основе этих данных транспортное предприятие определяет загрузку маршрутов, может планировать увеличение или уменьшения интервала движения, а также сравнивать с количеством проданных билетов.

В частности, представители перевозчика отмечают, что система позволила определить среднюю загрузку каждого рейса. В общей сложности на 41 маршруте автобуса передвигается около 400 человек в сутки. Каждый автобус совершает 6 оборотных рейсов в день протяжённостью 20 км в одну сторону.

Телеметрия

Помимо прочего автобус оснащён специальным микрокомпьютером, который фиксирует разного рода техническую информацию о работе систем транспортного средства, включая уровень расхода топлива, местоположение, скоростной режим, работу внутренних агрегатов и систем.

Получаемая в режиме реального времени информация доступна в личном кабинете транспортной компании. Данные позволяют анализировать эффективность работы конкретного сотрудника, а также техническое состояние автобуса, сервисное обслуживание и оперативно проводить текущий ремонт.

Пилотный проект умного автобуса в Челябинске.

Пилотный проект умного автобуса в Челябинске.

Кто занимается проектом «умный автобус»?

Пилотированием представленного проекта «умный автобус» в Челябинске занимается оператор «МегаФон» в партнёрстве с компанией «СБ-Технологии». С разрешения ООО «Общественный городской транспорт» (отвечает за муниципальные автобусные маршруты в Челябинске) разработчики осуществили монтаж необходимого оборудования и подключили к системе рабочие компьютеры и мобильные устройства руководства транспортного предприятия.

В личном кабинете отображается информация по основным техническим и экономическим параметрам каждого рейса. Это позволяет сотрудникам планировать коммерческую эффективность перевозок того или иного маршрута и прочие данные.

В общей сложности затраты на оснащение автобуса камерами, датчиками, роутерами и интеллектуальными системами составили около 200 тыс. рублей. «МегаФон» взял на себя все расходы.

«Компания «МегаФон» занимается решениями в сфере умных и безопасных городов, потому что, на наш взгляд, все цифровые технологии призваны сделать жизнь человека лучше. Подзарядить телефон, выйти в интернет — это удобный способ, особенно для гостей города быстрее влиться в городской поток, узнать расписание и прочую информацию», - отметил Евгений Иванов, директор по развитию цифровых проектов «МегаФона».

Евгений Иванов, директор по развитию цифровых проектов «МегаФона».

В компании отмечают, что пилотирование позволяет получить бесценный опыт для развития проектов и появления новых сервисов. В будущем «МегаФон» планирует поставить умные технологии на поток.

«С существующим парком мы проводим инновационную работу. Поставили туда Wi-Fi, системы наблюдения, специальное оборудование, которое считывает посадку и высадку пассажиров, чтобы можно было чётко следить за пассажиропотоком. Ещё работаем над тем, чтобы запустить оплату с помощью мобильного телефона. Думаю, к концу июля мы уже покажем эту систему. Только опять же это будет пара автобусов. Жизнь не стоит на месте, но полноценно заниматься новыми технологиями, к сожалению, пока не получается, потому что нет подвижного состава», - заявил директор ООО «Общественный городской транспорт» Дмитрий Холод.

Стоит отметить, что в Челябинске проектом «умных автобусов» также занимается компания «Интерсвязь».