В кругу операторов сотовой связи компанию Tele2 не очень-то любят. Причины кроются в ценовой политике. Tele2 стремится сделать цену чуть дешевле рынка в целом, отбирая у своих конкурентов клиентскую базу и снижая их прибыль. Причем на начальном этапе компания работает себе в убыток. А вот рядовые абоненты всегда приветствуют выход оператора на локальные рынки. Для них это автоматически означает снижение расходов на связь, даже если они не являются абонентами компании.
В рамках мероприятий по запуску сети Tele2 в Казахстане, мне удалось побеседовать с Андреем Смелковым, председателем правления «Tele2 Казахстан» и задать ему несколько вопросов.
- Андрей, в каком состоянии вам достался актив Tele2 в Казахстане и какая работа по его модернизации была проведена?
- Мы были дочкой «Казахтелекома» еще полтора года назад. В марте 2010 года Tele2 завершила сделку по выкупу 51% акций компании ТОО «Мобайл Телеком-Сервис», который работал под брендом NEO в стандарте GSM. Полтора года мы готовились к тому, чтобы сделать «re-launch» (по факту - новый запуск) и стартовать под брендом Tele2. NEO обладал небольшой абонентской базой. Это были просто смешные цифры по отношению к другим игрокам на рынке. Сеть также оставляла желать лучшего – базовые станции были «размазаны» по стране и их было недостаточно для качественной работы услуг связи. Мы сделали полную реорганизацию компании, начиная с организационной структуры: людей меняли, процессы настраивали. Мы также полностью обновили наше оборудование на самое современное. До того у нас было устаревшее оборудование 2007 года выпуска целого ряда вендоров. По итогам тендеров, которые мы проводили, нашим единым поставщиком стала компания Huawei. Причем все новое оборудование, которое мы устанавливаем сейчас, поддерживает сразу два стандарта связи. Нам повезло, что мы смогли запустить работу сервисов 3G в диапазоне 900 МГц – нам хватило имеющейся у нас полосы. У нас каждая базовая станция поддерживает и 3G, и 2G. Естественно строительство продолжается и дальше. Для запуска сетей в регионах мы руководствуемся правилом, что для официального выхода связью должно быть охвачено не менее 70% населения. После оценок мы поняли, что первыми таких показателей мы достигнем в Актюбинской и в Западно-казахстанской областях. В них мы и осуществили первые запуски.
- Чем для TELE2 интересен местный рынок? Есть ли возможности для роста?
- Перед тем, как выходить в Казахстан, Tele2 провела анализ рынка и выявила очень серьезную проблему. Я думаю, вы догадываетесь, о чем я говорю. Это очень высокие цены на сотовую связь. Если говорить о самой стоимости минуты, а это публичная информация, она в Казахстане в три раза выше, чем в России и в разы выше, чем в соседних странах СНГ. Казахстанские цены даже выше, чем в некоторых европейских странах, хотя уровень жизни там несколько выше, вы же понимаете. Tele2 может дать цену ниже средней на рынке. Это и стало причиной нашего выхода. Низкие цены – это краеугольный камень в стратегии Tele2.
В Казахстане перед нашим выходом, да и сейчас, многие игроки говорят, что невозможно дать услугу сотовой связи высокого качества и по ценам ниже, чем предоставляют остальные операторы. Мы разбиваем это утверждение. Мы считаем, что это возможно. И мы это уже доказали в Актюбинской и Западно-казахстанской областях, где мы стартовали с отличным качеством, 3G и ценами, которые в разы ниже, чем у других операторов. Это же мы будем доказывать по всей стране.
- А как строится тарифная политика у операторов в Казахстане?
- Хотел бы отметить, что в Казахстане нет понятия «внутрисетевой роуминг». Применяются единые тарифы по всей стране. Наша компания использует региональный подход к формированию тарифов. Например, в Западно-Казахстанской области мы дали цену 11 тенге на тарифе «Зазвони всех» в силу ряда причин. Если абонент из Уральска приедет в Алматы, он будет звонить по цене 8 тенге. А если алмаатинец приедет в Уральск, то он будет звонить по цене 11 на все номера РК.
Когда я говорю, что с нашим выходом на рынке появляется конкуренция и цены пойдут вниз, я говорю не только о нашей компании. Естественно, что мы будем предлагать цены ниже, чем у наших конкурентов. Но я вас уверяю, что и Beeline, и Kcell уже снижают цены. Вы это сами можете почувствовать. Это начало происходить еще до нашего выхода. Они не хотят терять своих абонентов, поэтому снижают цены и это выгодно абонентам. Вот в чем прелесть конкуренции.
- Когда, по вашему мнению, стоит ожидать снижения стоимости интерконнекта? И вообще стоит ли его ожидать?
- Моя точка зрения такая, что интерконнект надо было менять еще вчера… год назад… два года назад. Тарифы на межсетевые звонки не менялись уже 11 лет. Ту подачку, которую дали операторы, снизив тариф на 15-20% с 1 января 2011 года, я считаю просто ничем. Но я верю в то, что чудо произойдет, потому что на всех уровнях идет обсуждение этой проблемы. Мы тоже очень активно себя ведем, постоянно обращаемся в органы власти Республики Казахстан. Вопрос дошел уже до Президента. Нужно эту проблему решать. А пока мы стартовали с тарифом, который ниже интерконнекта на 8-9 тенге. Мы работаем себе в убыток. Мы можем финансово это себе позволить. Мы заявили публично, что если ставка интерконнекта будет 5 тенге, мы сразу же предложим тариф не 8, как сейчас, а 5 тенге на все направления по Казахстану.
- А если тарифы не будут снижены?
- Тогда через какое-то время мы будем вынуждены изменить свои тарифы, но пока мы не планируем этого делать.
- Планирует ли Tele2 в Казахстане выходить на рынок фиксированного ШПД?
- Мы не планируем выход на рынок фиксированного ШПД - фокусируемся исключительно на сотовом бизнесе и начинаем с массового сегмента.
- Не планируется ли Tele2 взаимное снижение роуминговых тарифов между Казахстаном и Россией для своих абонентов?
- Мы входим в одну группу компаний и дружим с «Tele2 Россия». Мы совсем недавно запустили camel – роуминг без депозита с Россией по очень хорошим ценам. Причем мы запустили его не только с «Tele2 Россия», но еще и с «МегаФоном», в тех регионах, где нет сети Tele2. Наши абоненты могут свободно ехать в Россию и пользоваться роумингом по очень хорошим ценам, точно также как и российские граждане.
Мы также сделали очень доступными междугородние звонки в Россию. В частности для всех абонентов у нас есть услуга «Свяжись с миром», которая позволяет общаться с Россией и еще несколькими странами, куда часто звонят казахстанцы, по 25 тенге за минуту. Для абонентов Западно-Казахстанской области, где большой трафик с Россией, мы отдельно сделали опцию на всех тарифах – 15 тенге за минуту на звонки в Россию. Она включена по умолчанию.
- Быть может, есть или планируются какие-то зоны льготной тарификации в приграничных регионах России и Казахстана. Например, Челябинская, Омская области России и северные регионы Кахастана.
- Мы чувствуем близость населения в приграничных районах. Люди там ездят друг к другу в гости, часто звонят. Вот почему мы в Уральске сделали стоимость звонков в Россию 15 тенге. Это очень хорошая цена. Преимущества могут быть также в тех регионах, где есть Tele2 в России: Омская, Челябинская области и в Казахстане: Петропавловская, Павлодарская. Мы будем использовать эту синергию. Мы не запустили еще новый бренд в этих регионах, поэтому надо дождаться, когда мы объявим там тарифы.
- Какова ситуация с мобильным 3G Интернетом в Казахстане, насколько он вообще востребован? Как TELE2 планирует развивать мобильный интернет на базе 3G?
- 3G пришел в Казахстан достаточно поздно. Доступен он лишь с начала этого года. Спрос есть. Цены пока еще относительно высокие, но с нашим стартом они точно пойдут вниз. Мы дали очень хорошую цену на пакеты интернет-трафика. Самый большой из них 3 Гбайт и стоит всего 2600 тенге.
Что касается общего спроса, я общался с директором компании, которая предоставляет услуги WiMAX в Казахстане. Он говорит, что спрос на их модемы и роутеры сумасшедший. Наш плюс в том, что мы даем 3G не только в крупных городах. Все наши базовые станции работают как с 2G, так и 3G.
- А какова скорость передачи данных?
- По теcтам, которые я делал на своем iPad на speedtest.net, до 5 Мбит/с. Максимально достижимая скорость 14,4 Мбит/с с возможностью расширения до 21 Мбит/с в ближайшем будущем. Реальные скорости, конечно, ниже и зависят от многих факторов.
- Услугами каких магистральных операторов пользуется TELE2 в Казахстане? Есть ли собственные линии связи?
- Магистральные каналы мы арендуем у самых крупных провайдеров. Цены достаточно высокие на аренду. Есть у нас и немного собственной оптики.
- Помимо собственно услуг связи немаловажно и обслуживание клиентов. Как в Tele2 организована поддержка клиентов?
- Систему обслуживания клиентов мы также поменяли, привнеся лучшую практику Tele2: поменяли оборудование, систему IVR, работу сотрудников call-центра, программу обучения. У нас стоят жесткие требования по времени ожидания в call-центре, по времени ответа, по качеству ответа. Все это уже внедрено. Мы также рассчитываем количество операторов, чтобы они справились с нагрузками в моменты запуска новых регионов. Система централизованная. В Казахстане у нас один call-центр. Расположен он в Аматы. Как раз сейчас собираемся искать под него отдельное здание.
- Как Tele2 выстраивает отношения с ритейлом? Собирается ли оператор развивать собственную розничную сеть?
- Ритейл для старта и развития оператора очень важен, мы это прекрасно понимаем. На мой взгляд, это одно из важнейших направлений, без которых успех не возможен. У нас проведена работа с дилерами. Стартовали мы не только с пятью нашими салонами. Всего у нас более 1500 точек только в Алмате, где продают sim-карты Tele2. Наша политика такова, что мы начинаем работу напрямую с каждым дилером, включая оформление и обучение. Кроме того, мы будем открывать монобренды в крупных городах.
- Пока Tele2 в Казахстане работает с массовым рынком. Планируется ли выход на корпоративный рынок? Когда этого стоит ожидать?
- Мы, конечно же, будем выходить на корпоративный рынок. Нам самим очень хочется начать работу уже сегодня. Меня много спрашивают по этому поводу представители крупных компаний, учитывая, что корпоративный рынок еще дороже, чем массовый. Но надо правильно подходить к этому процессу. Обслуживание клиентов, продажи, линейка специальных тарифов – все это займет какой-то время. Но, я думаю, что до конца лета 2011 года мы это сделаем. У нас действительно много работы, тем более, что перед нами стоят амбициозные планы покрыть сетью Tele2 весь Казахстан.
- Когда вы планируете завершить основной этап запуска сетей во всех регионах Казахстана?
- Мы поставили себе цель - второй-третий квартал 2011 года мы должны завершить выход во все регионы. Стартовали мы с 24 апреля в Актобе, 7 мая – Уральск, 28 мая – Алматы, 4 июня – Астана и так далее.
Челябинцы прославляют свой регион за сотни километров от родной территории. Вот, например, на минувшей неделе сибиряки сообщали свои друзьям на Урале последние новости о Дамире Тимершине. Уралец – один из пионеров сотового ритейла Челябинска, стал ньюсмейкером и для красноярцев, в регионе которых активизировался. Тимершина неожиданно назначили начальником местной крупной сотовой компании. Назначение, говорят, лоббировал Владислав Швайбович - в Ростелекоме он отвечает за работу с мобильными операторами, и помогал челябинцу еще с тех времен, когда Тимершин руководил филиалом ТELE 2 в Новосибирске.
Там с Тимершиным приключилась интересная история. Плановая проверка выявила долги дилеров перед компанией в размере 50 млн. рублей, последующие разбирательства показали, что Дамир Тимершин выписал себе внушительных размеров партию товара по льготной цене, объясняя поступок необходимостью поддержки дилеров. Но вместо поддержки, распродал всю партию по рыночной цене (куда делась возникшая разница – неизвестно). После этого разбирательства стали еще более активными. Обычно ТELE 2 арендует помещения под свои офисы напрямую, а дилерам передает на условиях субаренды. Но аудит выявил, что прямые договора заключались на знакомую директора, которая в момент конфликта с владельцами сотовой компании моментально выселила дилеров, нарушив привычный ход работы офисов ТELE 2. После этого в течение года о Дамире Тимершине не было ничего слышно, и вот он получил назначение в Красноярске. Уже говорят, что кадровый прорыв челябинца объясняется его примирением с Владиславом Швайбовичем, который дистанцировался от друга во время неприятных проверок.
http://www.ura.ru/content/sluhi/24-06-2011/article...