/ / Интервью

Минувший год для мобильной отрасли был богат на всевозможные события. Операторы наперегонки запускали сети LTE, продавали брендированные смартфоны и планшеты по сверхнизким ценам. При этом главным источником роста доходов окончательно стал мобильный Интернет. Под конец года подорожал международный роуминг, а МТС и «Билайн» договорились о совместном строительстве сетей 4G. Об этом и многом другом главному редактору нашего портала рассказал вице-президент по стратегии и развитию бизнеса ОАО «Вымпелком» (бренд «Билайн») Александр Поповский.

Вице-президент по стратегии и развитию бизнеса ОАО «Вымпелком» Александр Поповский.

- Соглашение о совместном строительстве сетей LTE, о котором объявили «Вымпелком» и МТС, стало знаковым для российского рынка. Что подтолкнуло ярых конкурентов к сотрудничеству? Быть может, кризисные явления в экономике?

- На самом деле мы вели переговоры по этому проекту в течение 10 месяцев, и с экономической ситуацией это никак не связано. Идея распределения строительства сетей не нова. Это нормальная прогрессивная практика во многих странах мира. Мы видим, что бизнес-модель мобильных операторов во всем мире поменялась. Раньше мы были чем-то в роде почты, соединяющей людей между собой. Теперь, мы находимся в совершенно иной value chain (цепочки создания стоимости – прим. ред.): по сути мы являемся средством доставки видео-трафика. Если посмотреть на статистику того, что мы делаем, получается, что мы уже находимся в медиа бизнесе. В таких условиях издержки - важная тема, и соглашение - отличный способ их сокращать. Наши договорённости не отменяют конкурентной борьбы. Это способ сократить затраты на 25% минимум, если мы говорим о развёртывании сетей. Соответственно, наши клиенты от этого только выиграют. Работа будет происходить быстрее и дешевле.

- А есть ли какие-то договоренности с другими игроками на рынке? Можно ли ожидать аналогичного соглашения с МегаФоном или Tele2?

- Мы открыты и ведём такие переговоры со всеми. Это соглашение не отменяет и не ограничивает наших прав в плане потенциальных договорённостей с МегаФоном или Tele2. Даже наоборот, подписание этого документа может и должно ускорить переговорный процесс. Мы все заинтересованы в сокращении издержек и ускорении строительства новых сетей.

- Возможен ли вариант, при котором «Вымпелком» будет предоставлять доступ к своей инфраструктуре в Москве для построения сети оператора Tele2 в обмен за строительство LTE в других регионах России?

- Понимаете, есть разные ситуации. Если операторы «большой тройки» конкурентны с точки зрения своих рыночных позиций в целом по стране, то они всегда могут найти общий язык. Главное, чтобы это не приобретало такого явления как «переливание крови более слабому игроку».

- В продолжении разговора хотелось бы затронуть тему MVNO. В Европе они крайне популярны, а в России – нет. Неужели, это совсем не выгодно, и в нашей стране для таких операторов нет места?

- Это действительно не выгодно. В Европе есть две важные регуляторные инициативы, которые способствуют процветанию MVNO. Первое, лицензионные требования, которые ведут к появлению у реальных операторов связи избыточной ёмкости, особенно по голосу. Второе, в большинстве европейских стран так или иначе существуют законы, которые обязывают операторов принимать MVNO и, зачастую, регулируются тарифы. У нас же эти факторы отсутствуют. Избыточности по голосу и особенно по интернет-трафику нет. Вы же сами пользуетесь услугами и чувствуете это.

- Многие операторы отмечают, что мобильный интернет в течение ближайших лет будет являться драйвером роста. При этом основную роль отводят 4G. Однако, проникновение устройств с LTE мало. К тому же, они дороги. Как вы оцениваете перспективы 4G? Когда эта технология по-настоящему будет доступна массово?

- Честно говоря, сейчас доля устройств с поддержкой LTE небольшая. Порядка 5% от нашей абонентской базы. Мы видим, что в тех городах, где мы запускаем сети четвертого поколения, в кратчайшие сроки основная часть трафика мигрирует в эти сети. Они дают клиентам совсем другое впечатление от услуг. В больших городах клиент, переходя из 3G в 4G, начинает скачивать в среднем в три-пять раз больше трафика.

В настоящее время основной рост устройств с поддержкой LTE приходится на USB-модемы и роутеры. В этой истории операторы пошли чуть быстрее своих клиентов. Быть может, мы и сами виноваты в такой ситуации, поскольку мы, к примеру, могли бы субсидировать покупку недорогих смартфонов. Но на российском рынке модель субсидирования не сложилась. Главная причина – экономическая. У абонентов слишком низкий ARPU, чтобы окупать терминалы. Плюсом здесь может быть либерализация на рынке чипов, которая позволит снизить стоимость конечных аппаратов. Ценовая премия за наличие LTE в смартфоне, по разным оценкам, может снизиться с нынешних $30-50 до $5-8. В этом случае скорость проникновение 4G увеличится. Однако с учетом колебания курса валют и увеличения конечной стоимости мобильных устройств всех категорий развитие этого тренда в России может замедлиться.

Александр Поповский, вице-президент по стратегии и развитию бизнеса ОАО «Вымпелком» (бренд «Билайн»).

- Не собираетесь ли вы переводить LTE в сегмент премиальной услуги и взимать за это дополнительные деньги?

- В своей тарифной политике российские операторы, в отличие от многих западных коллег, сегодня действительно не устанавливают более высоких цен на 4G, и даже более того – проводят различные промо-акции для пользователей. В частности, до середины января LTE-трафик для клиентов «Билайн» в Москве вообще не тарифицировался. Мы считаем такой подход наиболее дружественным для клиента.

Перед нами стоит задача максимальной популяризации услуг мобильного интернета, продвижение их качества и удобства. Сложно предсказать, как поведут себя операторы в тот момент, когда проникновение 4G устройств станет весьма внушительным. Пока же, как я уже отметил, на данный момент задача перед операторами стоит абсолютно другая. И рост потребления мобильного интернета, безусловно, будет позитивно сказываться на доходах, и как следствие, на развитии и возможности компаний совершенствовать свои услуги для клиентов.

- С какими техническими сложностями приходится сталкиваться при запуске LTE?

- Для России очень важен частотный вопрос. Мы, например, лишь в Москве смогли полноценно запустить сеть как в диапазоне 2600 МГц, так и 800 МГц. Наличие свободного 800 МГц диапазона могло бы существенно ускорить проникновение 4G по всей стране. К сожалению, в вопросе расчистки спектра мы остаёмся один на один с его первичными пользователями.

- Будете ли вы использовать диапазон 1800 МГц для развёртывания LTE, как это делает МТС, «Таттелеком», Tele2 или МОТИВ?

- В ряде регионов, где у нас достаточный ресурс есть, мы будем запускать LTE 1800. Конкретные города я назвать не могу, но в 2015 году они будут. Во многом это зависит от специфики трафика и популярности 3G у абонентов. Сети в таком случае нужно перепланировать.

- Александр, какую оценку вы можете дать программе повышения лояльности «Просто. Удобно. Для тебя», которая действует почти год? С точки зрения финансовых отчетов первой половины 2014 года картина не самая радужная.

- То о чём вы говорите, по большей части, никаким образом не связано с изменением наших подходов к работе с абонентами. У нас остаются свои структурные проблемы, которые мы решаем и которые предстоит решить в будущем. Например, реальное текущее качество нашей сети оказывается гораздо выше воспринимаемого. Люди успели привыкнуть к тому, что «Билайн» по некоторым параметрам недотягивает до своих коллег по рынку. Нам всё это ещё предстоит объяснить. Когда мы говорим о падении наших доходов в 2014 году по отношению к 2013, это не только очистка от «токсической выручки», не только защита клиентов от спама и т.д. Это также проявление симптомов наших предыдущих болезней, которые были в какой-то степени маскированы: высокий уровень продаж и раздача sim-карт, некачественные каналы продаж и т.п. Результатом нашей работы является существенное сокращение оттока абонентов. Второй квартал 2014 года стал рекордно низким по оттоку за последние несколько лет. В части регионов по стране мы приближаемся к нашим конкурентам и даже обходим их. Мы будем развивать этот тренд и дальше.

- Долгое время самыми популярными тарифами у абонентов были предложения без абонентской платы. А как изменились вкусы за последнее время?

- Сейчас внимание смещается в пользу пакетированных тарифов. Наши пакеты «Всё» имеют бешенную популярность. Их доля в доходах в целом по стране доходит до 25%. В Москве – свыше 30%. Мы уверены, что будущее не просто за пакетами услуг, а за, так называемыми, «пакетами плюс», которыми можно делиться. Это может выливаться в полноценные семейные тарифные планы, а также в форматы, как это есть у нас – «Интернет на всё». Он позволяет расходовать один пакет трафика на разных устройствах. Таким образом, клиент экономит. Неиспользованный трафик не сгорает. Мы стимулируем нашу аудиторию пользоваться мобильным Интернетом, а не бесплатным Wi-Fi. В своё время мы с подобной стороны посмотрели на ситуацию в международном роуминге и увидели, что нашими конкурентами являются не МегаФон, Tele2 или местные операторы связи, а отельный Wi-Fi. Мы сами своими руками довели ситуацию до этого с нашими высокими ценами, которые доходили до 750 рублей за Мбайт. Клиенты этого не понимали, получали огромные счета, скандалили, не желали их оплачивать, уходили от нас, росла дебиторская задолженность. Это была настоящая война с клиентами. Мы же установили принципиально иную схему: ты получаешь 40 Мбайт за фиксированную плату 200 рублей, а далее по 5 рублей за Мбайт. Для нас это был двойной риск. С одной стороны, падала цена для клиента, с другой – нам приходилось гарантировать больший доход для наших роуминговых партнёров, чтобы они снижали для нас цену в десятки раз. В итоге, при общем падении роуминговых доходов доходы от мобильного Интернета существенно выросли. Такая схема оказалась оправданной.

- Александр, как ситуация на внешних рынках и курсовые колебания сказываются на работе компании?

- Это ощутимый удар с точки зрения развития. Мы зарабатываем в рублях, а тратим в валюте. Все базовые станции, другое оборудование и программное обеспечение импортные. Мобильные телефоны, планшеты – это тоже импорт. Операционно компания может в таком режиме существовать. Эта не та ситуация, по крайней мере для «Билайн Россия». Мы гораздо сильнее зависимы от реального сектора экономики. Если промышленные предприятия будут массово сокращать производство и увольнять людей, то это скажется на нас куда сильнее. Пока такого мы не наблюдаем. Естественно курс будет влиять на международный роуминг. По отдельным позициям уже наблюдаем рост. Подорожает междугородняя связь, особенно это касается СНГ, где все взаиморасчёты за приземление трафика ведутся исключительно в валюте. Подорожают телефоны и другая мобильная техника. Люди вместо топовых моделей перейдут на более дешёвые.

- Будете ли вы заниматься собственной монобрендовой розницей, либо вам хватает партнерства с «Евросетью»?

- Мы в значительной степени сделали рывок в конце 2013 года, когда увеличили втрое нашу собственную сеть салонов. Сейчас её размер - порядка 1200 салонов. Это оптимальный уровень. С учётом кризисных явлений и изменением структуры рынка возможности зарабатывать на продаже смартфонов, тем самым окупая свои косты на содержание розницы, существенно падают. Мы как акционер «Евросети» чувствуем это. Мы видим, что происходит со «Связным», когда весь холдинг балансирует на грани. Онлайн-ритейлеры также испытывают сложности. Насколько мне известно, у нас сейчас на рынке потребительской техники и электроники только один прибыльный ритейлер - «М-Видео». По этим причинам развивать это направление серьёзным образом мы не собираемся. Другое дело, что часть наших салонов имеют не самую оптимальную локацию. Здесь мы будем заниматься оптимизацией, особенно если будет падать арендная плата. Помимо этого, мы будем расширять нашу франчайзинговую сеть. Мы вообще открыты к партнерству со многими компаниями. Проект с МТС по шерингу LTE тому яркое доказательство.

 - Как вы оцениваете продажи брендированных смартфонов? Насколько они помогают вам зарабатывать и продвигать мобильные сервисы?

- Нам не интересно зарабатывать на продаже устройств. Достаточно, чтобы они выходили в ноль, а деньги мы бы получали от трафика. В условиях, когда «Билайн», объективно, отстал по проникновению смартфонов в клиентской базе и от «Мегафона», и от МТС, было очень важно выровнять ситуацию. По этой причине в 2014 году мы запустили несколько ключевых продуктов, таких как Смарт 2 и Смарт 3. В общей сложности мы продали несколько сот тысяч устройств, были лидерами рейтинга Gfk. Мы активно вкладывались и в итоге добились поставленных целей. Сейчас готовим новинки с поддержкой LTE.

- Можете ли вы дать какой-то прогноз, будут ли дорожать брендированные устройства в 2015 году?

- К сожалению, прогнозов я дать не могу. Мы, конечно же, будем учитывать специфику ситуации с курсами валют. При этом, будем предлагать нашим клиентам наиболее выгодные цены. Те партии устройств, которые уже есть в нашей рознице дорожать не будут. Например, мы продаём  iPhone 5S по ценам лета 2014 года.