Расследование журналистов установило, что компания Avast, разработчик одноименного антивируса для ПК и мобильных устройств, продаёт данные своих пользователей третьим лицам. В качестве покупателей нередко выступают крупные ИТ-компании, в томи числе Microsoft и Google.
В продаже пользовательских данных компанию Avast уличили сотрудники изданий PCMag и Motherboard, проводившие совместное расследование. В ходе изысканий изучали контракты и другие документы компаний, сотрудничающих с Avast.
Пользовательская версия антивируса Avast распространяется на полностью бесплатной основе и доступна под Windows, macOS и Andoid. Его также можно приобрести в составе платного решения Premium Security, в которое входят брандмауэр, защита от спама и ряд других функций. Корпоративным клиентам компания предлагает платное антивирусное решение Avast Business.
ИТ-компании приобретали у Avast информацию о поисковых запросах пользователей Google, их поисках мест в Google Maps, а также о просмотрах видео на YouTube, посещениях социальной сети для профессионалов в LinkedIn (заблокирована в России). Помимо этого, Avast передавала статистику посещений пользователями порносайтов.
Отдельно «покупатели» могли приобрести сведения о кликах пользователей на различных сайтах. Общая сумма, которую Avast заработала, продавая эту информацию, на момент публикации материала установлена не была, однако она измеряется миллионами долларов. К примеру, в 2019 г. за доступ к этим данным компания Omnicom заплатила Avast $2,07 млн.
Специалисты, проводившие расследование, предполагают, что все данные передавались «клиентам» Avast в анонимном формате. По их мнению, массив данных не включал ФИО и контактные данные пользователей антивируса, однако они считают, что существует возможность раскрыть личности ряда пользователей.
На основе анализа данных сотрудники изданий сделали вывод, что с покупателями Avast взаимодействовала не напрямую, а посредством дочерней компании Jumpshot, которой передавала накопленную информацию. Jumpshot в свою очередь компоновала данные в массивы, необходимые конкретному «клиенту», и продавала их.
Предварительный список покупателей (бывших, настоящих и потенциальных) включает, помимо Microsoft и Google, компании IBM, Expedia, Keurig, Loreal, Yelp, Intuit, Conde Nast, Home Depot, Pepsi, Sephora, McKinsey и др.
Представители Avast утверждают, что компания собирает статистику исключительно с устройств пользователей, давших на то свое согласие. В противовес этому проводившие расследование журналисты опросили пользователей антивируса компании и выяснили, что те даже не подозревали о стороннем бизнесе Avast по продаже их личной информации.
Расследование, проведенное сотрудниками PCMag и Motherboard, стало своего рода продолжением истории со слежкой за пользователями посредством браузерных расширений Avast и AVG. Напомним, что Avast и компания AVG Technologies были конкурентами до июля 2016 года – Avast купила своего конкурента за $1,8 млрд.
О слежке за пользователями через расширения Avast и AVG стало известно в октябре 2019 года, притом пользователи могут даже не знать об их существовании. Они устанавливаются автоматически сразу после того, как на ПК будет произведена установка антивируса Avast или AVG – комплект включает расширения Avast Online Security, AVG Online Security, Avast SafePrice и AVG SafePrice, предназначенные для браузеров Firefox и Chrome.