Принято считать, что высокоскоростной мобильный интернет доступен лишь жителям городов. А пригороды, частный сектор, небольшие населённые пункты и автомобильные дороги находятся в, так называемой, «серой зоне», где можно рассчитывать лишь на голосовую связь. На самом деле таких «серых зон» на карте Челябинской области остаётся всё меньше, а вот мест с 4G на скоростях под 50 Мбит/с становится всё больше. В эпоху коронавирусных ограничений мы отправились в глубинку, чтобы оценить качество мобильного интернета на собственном примере.
Локдаун и периоды нерабочих дней последнего времени заставили многих людей пересмотреть свои подходы к привычному образу жизни. На пике заболеваемости до 55% всех сотрудников были переведены на дистанционный формат работы. На удалёнке проходило обучение школьников и студентов, заработала доставка из крупных гипермаркетов и ресторанов. В этот период заметно увеличился спрос на цифровые услуги.
Людям понадобился быстрый мобильный интернет на даче, в пригородах, сельской местности и в местах отдыха на природе. То же случилось и с нашим корреспондентом, Станиславом Кузьминым, который почти год живёт в коттеджном посёлке «Лесной остров», расположенном в 20 км от областного центра и пользуется услугами «МегаФона». С декабря 2020 года он работает по гибкому графику и предпочитает дистанционную работу походам в офис. Но не всё оказалось гладко.
«Несмотря на близость к Челябинску, в начале 2021 года качество мобильного интернета у нас в посёлке оставляло желать лучшего. С проводным интернетом всё оказалось не очень хорошо. Основным источником связи в итоге стали смартфоны и роутеры с поддержкой сотовой связи. Смотреть видео, пользоваться стриминговыми сервисами, да и интернетом в целом можно было только ночью и ранним утром. Днём и вечером скорость была очень низкая. Иногда её вообще не удавалось изменить. Причём это касалось всех операторов. Мы с местными жителями периодически отправляли заявки в техподдержку и просили сделать нормальный интернет», - рассказывает Стас Кузьмин.
Весной мобильный интернет в посёлке стал работать более стабильно. А к лету средняя скорость скачивания данных уже составляла 60 Мбит/с вне зависимости от времени суток. Параметры работы сети с наступлением осени практически не изменились. По словам Стаса Кузьмина, он без каких-либо проблем может работать с электронной почтой, презентациями, общаться в Zoom-конференциях, обмениваться аудиосообщениями, смотреть и загружать видео, пробует облачный гейминг.
Прокомментировать ситуацию мы попросили операторов связи. Они объяснили, что в течение 2020-2021 года объёмы интернет-трафика увеличивались гораздо быстрее прогнозных оценок минимум в два раза. Одновременно с этим появилась новая особенность – люди стали мигрировать за пределы городов, что потребовало внеплановой адаптации сетей для сохранения скорости и привычного уровня качества.
За время пандемии только в Челябинской области трафик мобильного интернета вырос на 40%. Наиболее активно абоненты использовали интернет для просмотра фильмов, новостных ресурсов, интернет-серфинга, видеоконференций, онлайн-игр и общения в мессенджерах.
«Кроме общей возросшей нагрузки на сеть, мы зафиксировали и перераспределение трафика в городах из делового центра в спальные и загородные районы. Например, среди челябинцев, которые решили покинуть город в периоды нерабочих дней весной и осенью этого года, 79% отправились в ближайшие населённые пункты в пределах региона. Наиболее популярными направлениями стали Копейск, поселки Западный и Красное поле, - отмечает Антон Щербаков, директор по реализации технических проектов МегаФона на Урале и Центре. - Новые реалии потребовали от нас большей мобильности, гибкости и оперативности в принятии решений. Необходимы были дополнительные инвестиции в развитие сети, чтобы сохранить высокий уровень качества и скорости. Мы усиливали работу по всем направлениям: и в части увеличения ёмкости сетей, и в части строительства новых базовых станций».
В общей сложности география улучшения параметров сети в 2021 году охватила более 150 поселков и деревень. Большая модернизация происходила и в крупных городах: Челябинске, Магнитогорске, Миассе, Златоусте, Копейске и Троицке. Там, где наблюдалась высокая нагрузка существующее оборудование было усилено, а показатели скорости выросли выше средних по региону.
С начала карантинных ограничений покрытие 4G-сети у МегаФона на Южном Урале выросло примерно на 30%. К началу учебного года 2021 года технические специалисты оператора провели работы в 90 населенных пунктах области. Среди них были и такие, где общее число жителей не превышало 600 человек. При этом скорость мобильного интернета стала достигать значений гораздо выше среднего показателя по области - 60 Мбит/с.
В итоге «МегаФону» удалось сохранить лидерство по скорости мобильного интернета в тестах международной компании Ookla как в России в целом, так в Челябинской области в частности уже пятый год подряд. За это время изменился общий объём трафика и потребление контента. Если в 2017 году, когда впервые эксперты проводили замеры, 65% трафика приходилось на видеосервисы и социальные сети, то сейчас он перераспределяется в онлайн-игры, мессенджеры и стриминговые ресурсы.
В 2020 году в Челябинске эксперты Ookla проанализировали порядка 35 тысяч тестов, сделанных пользователями мобильного интернета всех сотовых операторов региона. Средняя скорость скачивания информации в сети МегаФон оказалась лучшей и составила 42,15 Мбит/с. Более того, показатель превышает прошлогодний уровень в полтора раза.
«Кроме улучшения скорости, я активно стал использовать возможность одновременной работы в интернете и голосовых переговоров. Реально не надо прерывать звонок, чтобы посмотреть что-то в сети на смартфоне, все можно делать параллельно» - отметил наш коллега Станислав Кузьмин. Это стало возможным благодаря технологии VoLTE от «МегаФона». И оценить эту новинку уже смогли порядка 77% абонентов компании в Челябинской области.
Стоит отметить, что при увеличении зоны покрытия и расширении ёмкости 4G «МегаФон» использует так называемые «большие данные» (Big Data) – информацию которая позволяет предсказывать уровень спроса на услуги связи и мобильного интернета. В зависимости от этих данных принимается решение о запуске новых базовых станций (БС), перенастройке оборудования или переносе на другое место.
«Большие данные лежат в основе алгоритмов планирования инфраструктуры, управления её ресурсами. Анализируя обезличенные данные абонентов в сети: как перемещаются, какой контент и на каких устройствах используют, - мы принимаем решение об установке новых БС и расширении существующих. Анализ данных общения абонентских устройств с сетью позволяет нам перестроить её конфигурацию, увеличить мощности, углы наклонов, направление антенн ещё до того, как пользователь столкнется с ухудшением качества связи», - уточняет Антон Щербаков.
По его словам, сейчас число интернет-пользователей растет как за счёт небольших населенных пунктов с жителями до 50 тыс., так и крупных городов. Цифровые технологии и инструменты анализа больших данных дают возможность развивать сеть там, где она будет востребована и до того момента, когда нагрузка на существующую станет максимальной. Это позволяет в полной мере предсказывать запросы абонентов и давать им максимально качественный сервис. Помимо этого, на качество и развитие 4G покрытия могут влиять и сами пользователи, возможно оставить заявку на улучшение качества связи в салоне связи или в мобильном приложении.
При достаточном количестве обращений из какой-либо локации оператор принимает решение о проведении технических мероприятий, в том числе и установке дополнительного оборудования. С помощью таких заявок МегаФон построил ряд новых базовых станций в 2021 году.
В рамках программы покрытия малых населенных пунктов на сайте госуслуг было организовано голосование, которое завершилось в ноябре. В проекте принимало участие несколько поселений из Челябинской области. Уже в 2022 году в них появится качественная мобильная связь.
К концу года в компании планируют завершить модернизацию оборудования в полном объёме. Уже сейчас 96% жителей Челябинской области живёт в зоне покрытия мобильного интернета 4G от «МегаФона».