В 2014 году в Челябинске было продано порядка 563 тыс. мобильных устройств на сумму 5,774 млрд рублей, включая обычные телефоны, смартфоны и планшеты. Такие данные в своём отчёте приводит один из лидеров мобильной розницы «Связной».
В минувшем году жители столицы Южного Урала приобрели 453 тыс. мобильных телефонов на сумму почти 2,6 млрд. рублей. За 12 месяцев рынок продемонстрировал положительную динамику развития в денежном обороте и сохранил прошлогодний показатель в натуральном выражении. Такая ситуация стала возможной, благодаря существенно возросшей доле смартфонов в общих продажах мобильных телефонов на рынке города.
По итогам 2013 года Челябинск был одним из немногих миллионников, где на каждый реализованный feature phone приходилось менее 1 проданного смартфона. Иными словами доля «умных» телефонов, несмотря на общий рост продаж таких устройств, выросла меньше, чем в других наиболее крупных городах страны. В 2014 году ситуация изменилась.
За 12 месяцев рынок Челябинска догнал по уровню проникновения смартфонов другие крупные города, включая Красноярск, который стал лидером по динамике продаж «умных» телефонов в стране. Доля смартфонов в общих продажах мобильных телефонов выросла на 16 п.п. в штуках и на 8 п.п. в рублях до 63% и 89% соответственно, что стало рекордным показателем в регионе. По динамике роста доли смартфонов Челябинск обогнал и Екатеринбург, и рынок Уральского федерального округа в целом. Теперь на каждый реализованный обычный мобильный телефон в городе приходится почти 2 смартфона.
Всего в городе реализовано 284 тыс. смартфонов на сумму более 2,3 млрд. рублей. За год рынок вырос на 33% в штуках и на 18% в рублях. Динамику в деньгах в большей степени сформировали продажи в 4 квартале. В этот период на рынке города наблюдался ажиотажный спрос на гаджеты, в особенности на устройства среднего и высокого ценовых сегментов. Покупатели опасались повышения стоимости смартфонов и планшетных компьютеров и приобретали более дорогие устройства. За октябрь-декабрь 2014 года рынок смартфонов в рублях вырос на 41% к аналогичному периоду прошлого года, в то время как по итогам 9 месяцев динамика составляла всего 7%. То есть в 4 квартале выручка рост выручки от продаж ускорился почти в 6 раз.
Продажи планшетных компьютеров в регионе также показали рост в натуральном выражении. Всего за год в Челябинске продано 110 тыс. планшетных компьютеров на сумму 874 млн. рублей. Продажи в штуках выросли на 23%. Динамику рынку обеспечивали, в основном, B-бренды, лидерами среди которых в регионе стали Explay, Lenovo и Prestigio. Тенденцию доминирования B-брендов подтверждает и динамика выручки от продаж планшетов, которая не показала роста.
В 2015 году процесс замещения смартфонами feature phon'ов продолжится дальше. Это обеспечит рост продаж смартфонов, пусть и сдержанный, и еще укрепит позиции В-брендов, так как замещение прежде всего дает покупки в ценовом сегменте до 5 тысяч рублей. Впрочем, те, кто сейчас владеет смартфонами бюджетных и средних ценовых сегментов, захочет поменять их на другие устройства, что будет стимулировать внимание к флагманским моделям.