За время действия «антипиратского меморандума», подписанного в 2018 году, «Яндекс» удалил из поисковой выдачи более 15 млн ссылок на сайты с нелегальным контентом. Об этом говорится в заявлении крупнейшей российской ИТ-компании. Чаще всего правообладатели просили удалить ссылки на фильмы, ТВ «Ёлки», «Ходячие мертвецы», «По законам военного времени», а также ТВ-шоу «Каламбур. Деревня дураков» и «Comedy Club».
С момента подписания Меморандума по противодействию распространения нелегального контента в интернете «Яндекс» в партнёрстве с крупнейшими российскими правообладателями удалил из поисковой выдачи более 15 млн ссылок на сайты с нелегальным контентом. Около 6 млн из них были удалены с начала 2021 года. Пиратский контент размещался на более чем 150 тыс. сайтов.
В борьбе с нелегальным контентом ключевую роль играют правообладатели — владельцы прав на фильмы, сериалы, музыку, спортивные трансляции и другой контент. Они проверяют поисковую выдачу и вносят в реестр ссылки на сайты, которые нарушают их авторские права. Эти ссылки пропадают из поисковой выдачи Яндекса в течение нескольких часов.
«Как поисковая система мы не знаем и не можем определять правовой статус контента, размещённого на сторонних ресурсах. Поэтому мы благодарны всем правообладателям за совместную работу по борьбе с пиратством в России. Мы надеемся, что равноприменимый антипиратский закон, который будет учитывать интересы правообладателей всех форматов контента, создаст необходимую правовую базу для системной работы в этом направлении», — отметил Максим Загребин, руководитель поисковых продуктов «Яндекса».
Самые активные правообладатели, которые подали больше всего ссылок в реестр (данные на конец февраля 2021 года):
1. «Стар Медиа» — 5,5 млн
2. ВГТРК — 2,7 млн
3. «КиноПоиск» — 1,7 млн
4. «ТНТ-Телесеть» — 1 млн
5. «А Сериал» — 0,8 млн
6. ivi — 0,7 млн
7. «Централ Партнершип» — 0,5 млн
Таким образом, семь крупнейших правообладателей подали суммарно 12,3 млн ссылок, что составляет 82% от всего реестра. Больше всего правообладатели просили удалить ссылки на «Ёлки», «Каламбур. Деревня дураков», «Ходячие мертвецы», «Comedy Club» и «По законам военного времени».
Компании «Яндекс», Mail.ru Group и Rambler и правообладатели подписали «антипиратский меморандум» 1 ноября 2018 года. Он предполагает создание реестра с пиратскими ресурсами и обязывает удалять из поисковой выдачи ссылки на эти ресурсы во внесудебном порядке.
В «Яндексе» отмечают, что «антипиратский меморандум» помог создать механизм защиты правообладателей аудиовизуального контента. Партнёры договорились оперативно искать нелегальный аудио- и видеоконтент и удалять его из поисковой выдачи и впредь.