В столице Южного Урала откровенно мало «прогрессивных» магазинов цифровой техники, где бы потребитель мог выбрать то единственное необходимое устройство из множества. В одних магазинах небольшой ассортимент, у других - наглый и непрофессиональный персонал. Но ситуация, кажется, начинает изменяться. В марте в Челябинске откроется первый магазин торговой сети «Белый ветер ЦИФРОВОЙ». Планы и перспективы развития бизнеса мы обсудили с Максимом Захиром, директором по маркетингу компании «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ».
- Как Вы оцениваете российский рынок цифрового ритейла, и чем он для вас привлекателен?
- Российский рынок цифрового ритейла по-прежнему остается одной из самых динамичных и высокодоходных отраслей российской экономики. В условиях экономической стабилизации последних лет, ситуация здесь только улучшается. Динамика оборотов розничной торговли определяется двумя основными факторами - ростом реальных денежных доходов населения и индексом потребительских цен. Оба показателя демонстрируют позитивную, с точки зрения населения, динамику: доходы растут, а цены замедляются. Объем рынка цифровой техники и электроники в 2007 году вырос на 15% и составил порядка $15 млрд.
- Кого из участников рынка Вы бы могли назвать основными конкурентами?
- Конкурентами на региональных рынках «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» видит только федеральные сети. Никто из местных игроков обычно не может сравниться по широте и глубине ассортимента, представленности последних новинок цифровой техники, стоку и профессионализму торгового персонала с компанией «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ».
- Торговая сеть «Белый ветер» работает на рынке с 1991 года. Но до последнего времени компания не думала о федеральной экспансии. В 2007 году планы изменились. С чем это было связано?
- Это не так. Первый магазин в регионе появился у торговой сети «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» в 2005 г. Это был магазин в Ярославле в торгово-развлекательном комплексе «Фараон». В 2006 году компания вышла на региональные рынки Казани, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Калуги. В 2007 году продолжилась экспансия в города Татарстана (Набережные Челны, Нижнекамск). Наши магазины появились в Ростове-на-Дону и в Новосибирске, а так же продолжилось развитие в тех городах, где были открыты магазины в 2006 году. В середине 2007 года у компании появились стратегические партнеры - фонд прямых инвестиций Volga River One Capital Partners и группа компаний Domo. После привлечения инвестиционных партнеров основной стратегической целью компании «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» на ближайшие годы стало опережающее рынок развитие сети как с точки зрения регионального покрытия и увеличения оборота, так и с точки зрения финансовой и операционной эффективности бизнеса.
- Какие инвестиции компания готова вложить в развитие сети в 2008 году?
- В планах компании вложить в развитие своей торговой сети в текущем году порядка $30 млн.
- В каких городах и регионах «Белый ветер» планирует открытие своих новых магазинов?
- В ближайшее время планируется расширение торговой сети «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» в такие российские регионы как Башкирия, Урал, Черноземье. В планах компании открыть 50 магазинов в течение 2008 года.
- Почему в качестве, как я понимаю, базового города на Урале был выбран именно Челябинск, а не Екатеринбург или, например, Пермь?
- Наша компания считает уральский регион для себя стратегически важным. Выбор Челябинска, а не другого крупного уральского города произошел по объективным причинам. Компания очень внимательно подходит к тем площадям, на которых располагаются ее магазины. Первый магазин на Урале открывается там, где было найдено свободное помещение, которое бы удовлетворяло всем запросам торговой сети «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ».
- Понятно. А есть ли вообще место для нового игрока на челябинском рынке цифрового ритейла?
- Рынок цифрового ритейла в Челябинске и области динамично развивается и еще далек от насыщения. Кроме того, несмотря на присутствие в Челябинске конкурирующих между собой местных и федеральных специализированных сетей: компьютерных магазинов, салонов сотовой связи, здесь отсутствуют магазины, соответствующие мировым стандартам цифрового ритейла, какими являются магазины сети «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ». Поэтому выход нашей сети на рынок Челябинска считаем своевременным и оправданным.
- Каковы планы по развитию бизнеса в Челябинске и, быть может, в других городах области, например, Магнитогорск или Златоуст?
- Мы планируем открыть четыре - пять магазинов в Челябинске. Очень много зависит от наличия свободных площадей в торговых центрах города. Мы так же рассматриваем и другие города области как возможные площадки для размещения магазинов торговой сети «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ».
- Будучи в московских магазинах «Белый ветер ЦИФРОВОЙ», обращал внимание на особый подход к дизайну и интерьеру. Эдакий «умный дом». Какова концепция магазинов в Челябинске?
- Каждый наш магазин выполнен в традиционном формате розничной сети и в соответствии с концепцией Digital Lifestyle. Челябинск не будет исключением из правил. Дизайн магазина выполнен английской компанией Fitch, признанным лидером на рынке ритейл-дизайна. Торговля ведется по инновационной технологии продаж, успешно реализованной в лидирующих мировых сетях цифровой техники. В ее основе - открытая выкладка товаров, позволяющая покупателям самостоятельно оценить все преимущества приобретаемого устройства и сделать правильный выбор. К услугам покупателей - удобная навигация, с помощью которой легко ориентироваться в магазине, просто найти нужный товар и можно максимально быстро оформить покупку.
- Ограничится ли уникальность магазинов «Белый ветер ЦИФРОВОЙ» в Челябинске только интерьером? Чем Вы собираетесь привлекать клиентов? Быть может, это будут цены или особый ассортимент?
- Высокий профессионализм персонала, широчайший товарный ассортимент, внимательное отношение к клиенту. Магазины сети «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» удобно расположены, имеют суперсовременный дизайн, оборудованы по последнему слову техники. Но главное в том, что клиент чувствует себя комфортно и именно в магазинах сети «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» он понимает, что такое настоящий сервис. Для продавца нашей торговой сети важен не только результат продажи, а настроение каждого выходящего из магазина покупателя.
- А какие товары и услуги будут доступны жителям столицы Южного Урала?
- В магазинах представлен полный комплекс товаров и услуг, связанных с цифровой техникой и потребительской электроникой. Ноутбуки, игровые приставки, mp3-плееры, фото- и видеокамеры, ЖК-телевизоры, мобильные телефоны и все необходимые аксессуары продаются по ценам, одинаковым для всех магазинов сети от Москвы до Сибири. Среди услуг – настройка любых видов цифровых устройств, продажа в кредит, поставка эксклюзивных моделей на заказ, VIP-обслуживание и корпоративный сервис.
- В настоящее время на первый план выходит качество обслуживания клиентов. При этом найти квалифицированных специалистов сложно. Как «Белый ветер» справляется с этой проблемой?
- Наша компания решает проблему с помощью внутреннего кадрового резерва. Учебный центр торговой сети «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» позволяет за короткий срок обучения подготовить квалифицированных продавцов из людей, которые до этого не занимались продажами цифровой техники вообще. В течение всего времени работы в компании линейный персонал проходит различные программы обучения, позволяющие из своих собственных сотрудников вырастить руководителей среднего звена: администраторов магазинов, заместителей директоров магазинов по обучению и других.
- Каким образом осуществляется сервисное и гарантийное обслуживание в магазинах «Белый ветер ЦИФРОВОЙ»? Можно ли получить качественный ремонт всех без исключения брендов, представленных в торговой сети?
- Гарантийное и сервисное обслуживание товаров, купленных в сети, осуществляется сертифицированными сервисными центрами.
- Каковы прогнозы компании относительно бизнеса на Урале в целом?
- Компания «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» планирует в течение ближайших двух лет занять 10-12 % рынка уральского цифрового ритейла. Обстановка сегодня на рынке этому благоприятствует.