Министерство цифрового развития готовит законопроект, который запретит массовые рекламные звонки. Инициатива направлена на борьбу с навязчивой рекламой, а также пресечением телефонных мошенников. Ситуация с рекламными звонками в адрес российских абонентов продолжает ухудшаться год от года.
«Нам кажется, что сейчас у наших абонентов выработалось очень напряженное отношение к любым входящим голосовым звонкам. Минцифры планирует внести законопроект, который запрещает массовые спам-обзвоны», — заявил глава Минцифры Максут Шадаев.
Количество спам-звонков в России растёт в геометрической прогрессии. По статистике операторов мобильной связи, по итогам 2022 года доля нежелательных рекламных звонков до 14% от всего голосового трафика, хотя в 2021 году голосовой спам-трафик не превышал 8,1%. Точных данных за 2023 год нет, но представители «Мегафона» рассказали, что количество нежелательных звонков исчисляется уже не тысячами и даже не сотнями тысяч, а десятками миллионов в месяц.
Так, в январе 2023 года на сети оператора было зарегистрировано 28,5 млн попыток дозвона до абонентов. Это примерно по одному звонку на каждого пятого гражданина России. К августу 2023 года их стало 48,5 млн, то есть рост составил 35%.
По мнению экспертов, в числе основных причин столь значительного оста спам-звонков виноваты многочисленные утечки персональных данных, включающие помимо прочего номера телефонов. По информации сервиса разведки утечек данных и мониторинга даркнета DLBI, в 2023 годы было зафиксировано свыше 290 утечек персональных данных россиян. При этом злоумышленники получили доступ к 240 млн уникальных номеров телефонов россиян.
Первые инициативы, направленные на борьбу со спамом в мобильных сетях связи, были введены в 2014 году. Они касались рассылок по каналам SMS, которые тогда активно использовались. После этого количество рекламных рассылок значительно сократилось.
В декабре 2022 года Минцифры подготовило проект постановления Правительства «Об утверждении правил оказания услуг телефонной связи», предлагающего сотовым операторам пресекать рекламные обзвоны пользователей.
Действующее законодательство разрешает распространение рекламы только с предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с помощью автоматического дозванивания или автоматической рассылки. За нарушение этих требований установлен штраф.
В апреле 2024 года Совет Федерации одобрил закон об увеличении штрафов за спам-звонки до 1 млн рублей для юридических лиц, до 100 тыс. рублей – должностным лицам, до 20 тыс. рублей - физическим лицам.