Рынок ШПД Северной столицы по итогам 2012 года вырос на 10%. При этом уровень проникновения Интернета превысил 80% от всех домохозяйств города, а средний счет за доступ в Сеть увеличился на 12% до 387 рублей в месяц. В особенностях рынка проводного Интернета Санкт-Петербурга разбиралась команда аналитиков проекта «Будь мобильным».
Сегодняшний материал посвящен Санкт-Петербургу - самому красивому городу России. Что мы знаем о нём помимо того, что это – город-музей, наша Северная столица, фанатеющая по «Зениту» и меньше по хоккейному «СКА»? Ах, да! Налоги в бюджет этого города платит сама «Газпромнефть»! Ещё 10% от общей площади города покрыто водой, а на одном квадратном метре может располагаться сразу несколько музеев.
На самом деле о городе можно говорить очень и очень долго. Нас же волнует то, что Питер – телекоммуникационная столица страны. Здесь, в своё время, впервые в России появлялись современные сети, центры обработки данных, R&D-центры в области передачи сигналов и т.п. И даже пресловутые 3G и 4G тестировали именно здесь. Ну, а рынок проводного Интернета один из самых конкурентных в России. Здесь работают более 100 провайдеров, абонентами которых являются свыше 1,5 миллионов домохозяйств.
Интернет-проект «Будь мобильным» подводит итоги 2012 года на рынке фиксированного ШПД Санкт-Петербурга. Минувший год, к слову сказать, был богат на всевозможные сюрпризы. Пожалуй, самые интересные – рост ARPU за счет роста цен и перераспределения долей рынка между крупными игроками. Но обо всём по порядку.
По итогам года уровень проникновения фиксированного ШПД в Северной столице составил 82,6%, что соответствует 1,57 млн. домохозяйств (в городе, по данным Росстата, 1,9 млн. домохозяйств). Количество подключенных пользователей выросло на 10%.
Ещё в 2012 году активно рос мобильный ШПД. По итогам года, доступом в Сеть с использованием мобильного 3G пользовалось порядка 47,6% от всех абонентов Интернета в Санкт-Петербурге. Свою нишу занял и 4G, появившийся в городе несколько месяцев назад (2,5%).
Благодаря активному развитию проводного Интернета в городе на Неве растет и процент использования технологии FTTx. 31,7% пользователей выходят в Сеть по Ethernet. А вот доля xDSL падает, достигнув к концу 2012 года 16,6%. Во многом это обусловлено модернизацией сетей передачи данных компанией «Ростелеком», сеть которой и предоставляет доступ в Интернет по ADSL. Сейчас «Ростелеком» переводит своих клиентов на PON.
Несмотря на то, что в регионе работает около 100 интернет-провайдеров, лишь 20 из них имеют значимые абонентские базы и рыночную долю.
Совокупный объем массового рынка фиксированного ШПД в Санкт-Петербурге оценивается на уровне 7 млрд. рублей в год [$230 млн.]. Это на 18% больше, чем в 2011 году.
Основная тенденция рынка – перераспределение долей между существующими операторами за счет острой конкуренции и ротации абонентской базы. Можно также отметить ярко выраженный переход от конкуренции провайдеров по тарифам к конкуренции по качеству, по дополнительным услугам, сервисам и доступности.
Сегодня на рынке заметно плавное сокращение количества игроков за счет M&A, что ведет к консолидации активов. Специфическая составляющая рынка ШПД – активное развитие интеграционных процессов, например предложение мобильных и фиксированных услуг от одного оператора. Этим стараются пользоваться операторы «большой тройки».
По итогам 2012 года компания «Ростелеком» сохранила первую позицию по количеству абонентов в Санкт-Петербурге с долей рынка 22,3%. Услугами этого оператора пользуется 350 тыс. абонентов.
В тройку по численности абонентов в Петербурге вошли провайдеры «Интерзет» и ТКТ (дочка «Ростелекома»). Проводным интернетом этих компаний пользуются 310 тыс. и 175 тыс. домохозяйств, доля рынка – 19,7% и 11,1% соответственно.
В ТОП-10 крупнейших операторов ШПД также входят «ПиН Телеком» (170 тыс., доля 10,8%), «Вымпелком» (168 тыс.), «Скайнет» (105 тыс.), «ЭР-Телеком» (97 тыс.), «МегаФон» (68 тыс.), и МТС (46 тыс.).
Ну, а теперь подробнее об основных игроках рынка.
Ростелеком
«Ростелеком» в Санкт-Петербурге начал предоставлять Интернет в 2005 году. Правда, тогда это была компания «Северо-Западный Телеком» и торговая марка «Авангард». Динамика спроса на услугу была очень высокой и только в период с 2006 по 2007 года абонентская база пользователей проводного Интернета выросла в три раза.
К 2010 году услугами «Ростелекома» пользовалось около 370 тыс. домохозяйств города. В настоящее время абонентская оператора база уменьшилась. В минувшем году компания докупила до 100% оставшуюся долю акций компании «Национальные телекоммуникации», в которую входит компания «Национальные кабельные сети» (НКС) основным активом которой в Петербурге является крупнейший кабельный оператор Петербурга – ТКТ (работает под брендами «Твоё ТВ», «Твой Интернет», «Твой телефон»). С учётом этого факта федеральная компания контролирует почти 33,5% рынка ШПД Петербурга.
- «Ростелеком» в течение года разработал и предложил своим клиентам несколько выгодных и удобных вариантов пакетных предложений сервисов и услуг. Например, сервис «ЕШПД конструктор», когда абонент может на сайте «собрать под себя» услугу доступа в Интернет, активировав или деактивировав различные опции, выбрав скорость, - рассказывает Юлия Орлова, пресс-секретарь «Ростелеком-Северо-Запад». - В течение года интерес абонентов к услугам компании поддерживали акции «ТвИн», «Подарок года», опция «Максимальное ускорение» и другие.
В настоящее время «Ростелеком» предоставляет услуги доступа в Интернет во всех районах города на основе технологий АDSL и PON. «Ростелеком» одним из первых начал предоставлять полный спектр современных телекоммуникационных услуг Triple Play (доступ к сети Интернет + цифровое телевидение + цифровая телефония) на базе технологии PON. Оператор рассматривает данную технологию как оптимальное решение для удовлетворения растущих потребностей клиентов в современных высокоскоростных телекоммуникационных сервисах.
При этом средние траты питерских абонентов «Ростелекома» по итогам минувшего года составили около 260 рублей: порядка 250 рублей по технологии АDSL и 290 рублей по технологии PON. В компании также отмечают, что самым востребованными сейчас являются тарифы в диапазоне скоростей 10-20 Мбит/с. Набирают популярность и более высокоскоростные.
Интерзет (InterZet)
Интернет-провайдер «Интерзет» по итогам 2012 года стал лидером рынка проводного ШПД в Санкт-Петербурге по выручке. История компании началась почти 10 лет.
В 2003 году была создана фирма «Перспектива», владелец торговой марки «InterZet». В течение первого времени она занималась организацией «домовых» сетей в ряде общежитий Выборгского района, а также открытием интернет-кафе. В 2005 году под маркой «InterZet» были объединены ООО «Перспектива» и ООО «Простор». Строительство «домовой» сети в масштабе города стало возможным благодаря финансовой поддержке группы инвесторов.
Для работы были привлечены специалисты из «Метрокома» и «ТрансТелеКома», а также компании «ПетерСтар». В части организации «домовых» сетей, мультимедийных сервисов и игровых порталов — специалисты из компаний, провайдеров действующих «домовых сетей», среди которых можно отметить компании Winlink и HomeUser.
Компания предоставляет такие услуги как IP-телефония и IPTV в коммерческую эксплуатацию. С 2011 года компания начала активное предоставление услуг в сегменте.
«Вымпелком» («Билайн»)
«Билайн» входит в «пятерку» крупнейших игроков рынка Санкт-Петербурга. Оператор вышел на рынок проводного ШПД в 2008 году в результате приобретения компании «Корбина Телеком». В 2009 году вышел на рынок цифрового ТВ с продуктом «Билайн» ТВ (IP TV).
В настоящее время «Билайн» предоставляет доступ в Интернет по технологии FTTB, которая позволяет осуществлять выход в Интернет на скорости соединения до 100 Мбит/с.
Сеть ШПД присутствует во всех 18 районах Санкт-Петербурга, включая пригороды – Пушкин, Павловск, Кронштадт, Петергоф, Сестрорецк и др. Количество охваченных домохозяйств (где возможно подключение) составляет более 1 млн.
- Наша компания сохраняла темпы подключений 2011 года, работала над модернизацией сети ШПД с целью улучшений качества услуги, а также над расширением контента и функционала услуги «Билайн» ТВ, которую мы считаем одним из своих главных конкурентных преимуществ, и увеличением ее проникновения в базу, - говорит Мария Георгиевская, старший специалист по внешним коммуникациям, санкт-петербургского филиала «ВымпелКом».
«Билайн» придерживается концепции double play, предоставляя абонентам полный спектр Интернет-услуг для дома. Пакетные предложения включают полный комплект услуг и оборудования, чтобы обеспечить пользователя всеми современными цифровыми услугами для дома: Домашний Интернет и Домашнее цифровое телевидение, необходимое оборудование (телевизионная приставка и Wi-Fi-роутер), антивирус.
Компания продолжит развитие сетей в Санкт-Петербурге и регионах, особое внимание уделяя качеству сервиса и развитию дополнительных услуг. В частности, в Санкт-Петербурге планируется запуск услуги цифровой телефонии.
ЭР-Телеком («Дом.Ру»)
Лидерами среди игроков рынка по новым подключениям в 2012 году стали «ЭР-Телеком» и «Интерзет». На них пришлось 88% новых абонентов. При этом компания «ЭР-Телеком» (бренд «Дом.ru») пришла в Санкт-Петербург вообще в конце 2010 года. В первых числах декабря 2010 года началось подключение первых клиентов. Весь 2011 год шло активное строительство, что позволило провайдеру за 12 месяцев подключить более 50 тысяч абонентов ШПД. По итогам 2012 года абонентская база компании достигла 97 тыс. домохозяйств.
В данный момент сетью провайдера охвачены почти все районы Санкт-Петербурга: Василеостровский, Выборгский, Калининский, Кировский, Красногвардейский, Красносельский, Московский, Невский, Приморский, Фрунзенский, а также пригороды – Колпино и Пушкин. Монтированная емкость насчитывает более 830 тысяч квартир.
- С осени прошлого 2012 года мы пошли по пути упрощения нашей тарифной сетки. Если раньше абонентам было доступно четыре интернет-тарифа, то теперь для подключения мы предлагаем всего два тарифа – «Дом.ru 50» и «Дом.ru 100» – с соответствующими названиям скоростями передачи данных, - рассказывает Антон Краев, директор по маркетингу и PR «ЭР-Телеком» в Санкт-Петербурге. - Изначально, запуская новую тарифную сетку, мы считали, что тариф «Дом.ru 50» является оптимальным по сочетанию предлагаемой скорости передачи данных и стоимости, что и было доказано нашими абонентами. Порядка 75% подключающихся к ШПД от «Дом.ru» сейчас выбирают именно его. «Дом.ru 100» выбирают самые активные пользователи, имеющие потребность скачивать большие объемы информации.
Кроме того, в «ЭР-Телекоме» сообщили, что 35% абонентов компании в Санкт-Петербурге пользуются тарифами с абонентской платой от 550 до 750 рублей. 26% платят от 450 до 550 рублей. При этом подавляющее большинство абонентов «Дом.ru» выбирают пакетные предложения из двух (с телевидением) или трех (с телевидением и телефонией) услуг. Именно с этим связан столь высокий показатель ARPU.
МТС
Группа МТС вышла на рынок Северной столицы в апреле 2011 году, когда завершилось присоединение «КОМСТАР-ОТС» к «МТС».
За минувший год компания увеличила количество домохозяйств, подключенных к фиксированной сети в Санкт-Петербурге, более чем на 10%. Были запущены сети в Московском районе, в Авиагородке, Мурино. Также компания реализовала несколько точечных проектов в разных районах города. Сегодня услуги фиксированного Интернет МТС доступны в Калининском, Выборгском, Приморском и Московском районах. Сейчас МТС ведет строительство сети в Курортном районе и в Пушкине, который находится в административных границах Санкт-Петербурга. Абонентская база компании оценивается на уровне 46 тыс. домохозяйств.
Вначале 2012 года МТС активно интересовался возможностями покупки региональных провайдеров. Компания вела переговоры по приобретению 100% акций интернет-провайдера «Скайнет» (владеет брендом SkyNet). В случае сделки федеральная компания получила бы значительное усиление, а абонентская база могла вырасти до 140 тыс. абонентов. Но сделка так и не была завершена. Участники переговоров не смогли договориться о цене.
После этого оператор сфокусировался на развитии собственной сети и пакетных тарифных предложений. С запуском услуг телефонной связи на сети FTTB в Петербурге в первом квартале 2012 года МТС начала предоставлять абонентам пакет Triple Play (Домашний Телефон, Домашний Интернет и Домашнее ТВ).
- Количество пользователей Домашнего Интернета МТС с декабря 2011 года по декабрь 2012 года увеличилось на 30%, а пользователей услуг Double Play (Домашний Интернет и Домашнее ТВ) – на 35%. Осенью 2012 года Группа МТС запустила в коммерческую эксплуатацию в Санкт-Петербурге услугу «Домашнее Цифровое ТВ», которая в последнее время пользуется все большей популярностью, - отмечает Юлия Кочержук, пресс-секретарь МТС в Северо-Западном регионе.
Что касается конкретных тарифов на проводной интернет, то лидером здесь остаётся тариф «Комфорт» со скоростью доступа в Интернет до 10 Мбит/с вечером (с 18:00 до 02:00) и до 100 Мбит/с в остальное время. Минимальная ежемесячная плата на этом тарифе составляет 299 рублей (при подключении услуги «Абонемент»).
МТС активно развивает конвергентные услуги для корпоративных клиентов, понимая, что это наиболее перспективный путь, по которому надо двигаться. Это подтверждается высокой динамикой роста подключения конвергентных услуг. За год подключение конвергентных услуг выросло в два раза. Среди клиентов, использующих эти сервисы, - Сбербанк, Мариинский театр, «Газпром нефть» и другие.