Минкомсвязи хочет обязать интернет-провайдеров указывать в договоре с абонентами реальный диапазон скорости доступа в Интернет. Причем если скорость окажется меньше обещанной, абонент может потребовать снижения тарифов или компенсацию. Эти положения вошли в проект новых правил оказания услуг связи по передаче данных и телематических услуг связи, планируемый к утверждению российским правительством.
На днях в средствах массовой информации появились данные о проекте новых «Правил оказания услуг связи по передаче данных и телематических услуг связи», которые разрабатывает Минкомсвязи. В обновленных Правилах речь идет о том, что провайдер должен предоставлять более подробную информацию о том, какие услуги получает абонент и в каком качестве. Задумка, в общем-то, правильная и обоснованная, но вот как ее реализовать на деле?
В документе, в частности, есть положения о том, что оператор передачи данных и телематических услуг (интернет-провайдер) обязан предоставить абоненту информацию, необходимую для заключения и исполнения договора на предоставление услуг. Эта же информация должна быть отражена в письменном договоре. Среди такой информации значатся и диапазоны значений показателей качества обслуживания, обеспечиваемых сетью передачи данных, установленные в тарифных планах. Основной показатель качества для интернет-доступа ? это его скорость. Таким образом, правила предписывают провайдеру для каждого тарифного плана указать значения скорости доступа от минимального до максимального, например, от 512 Кбит/с до 10 Мбит/с.
Если же абонент получит реальную скорость, например, 256 Кбит/с, это будет основанием обратиться к провайдеру с претензией за несоблюдение условий договора. В проекте новых правил предусмотрено право абонента в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения провайдером обязательств в соответствии с договором потребовать устранения недостатков или уменьшения стоимости услуг связи.
Сейчас абоненты практически не могут предъявлять претензий по скорости доступа, потому что большинство провайдеров в своих тарифных планах указывают только верхние границы скорости, которые предоставляются по тому или иному тарифному плану, например, «до 3 Мбит/с». Поэтому официально абонент не может предъявлять претензий, даже если реальная скорость не будет превышать 32 Кбит/с. Единственное, что он может, ? перестать пользоваться услугами, качество которых его не устраивает.
Данные положения вызывают множество вопросов у операторов связи и интернет-провайдеров. В настоящее время они указывают гарантированную скорость доступа к отдельным сайтам, но только в договорах с корпоративными клиентами.
- Гарантировать стабильную скорость доступа ко всем сайтам невозможно. После вступления в силу новых правил компании, скорее всего, будут указывать в договорах скорость от нулевой до максимальной, - отметил руководитель пресс-службы компании «Акадо» Денис Рычка.
- Наша компания участвовала в работе над данным проектом правил. Параметры качества должны быть проверяемыми, но при этом также важно информировать потребителей, при каких условиях эти параметры измерены и в каких пределах могут измениться, - рассказали корреспонденту «БМ» в пресс-службе «Вымпелкома» (работает под брендом «Билайн»).
- Большинство операторов указывают скорость «до» определенного показателя. Такая практика сложилась как раз с учетом причин, влияющих на скорость передачи данных, перечисленных выше, - пояснила Вера Касаткина, руководитель пресс-службы челябинского филиала ОАО «Ростелеком». - Однако пользователь, подключаясь по тарифу, который предполагает скорость, например, «до 8 Мбит/с», рассчитывает получить те самые 8 Мбит/с и отклонение от заявленной скорости воспринимает как невыполнение договорных обязательств. В этом случае необходимо определить причины низкой скорости. Если скорость занижена на линии до узла доступа провайдера – он, действительно, не выполняет обязательства и обязан принять меры по увеличению емкости сети. Однако при обнаружении других причин провайдер не сможет повлиять на их устранение.
- Политикой нашей компании является предоставление скорости превышающей «заявленную» на 2-4 Мбит/с. Поэтому инициатива Минкомсвязи не является для нас новостью. По сути это правильно и справедливо, однако открытым, в данном случае, остается вопрос диагностики причинно-следственной связи возникновения несоответствия. Часто компьютер абонента в силу своих технических характеристик не может работать на заявленных в тарифном плане скоростях, - заметил председатель совета директоров компании «Интерсвязь» Леонид Вахрамеев.
Если говорить о скорости передачи данных на линии от конечного пользовательского устройства до узла доступа компании, к сети которой подключен пользователь, то выполнение подобного предписания не составляет труда. Для проверки скорости необходимо провести измерения на линии по стандарту RFC-2544.
В случае если речь идет о скорости вообще, в том числе до серверов за пределами сети провайдера, последний не сможет дать гарантии, поскольку на скорость передачи данных будут влиять факторы, которые лежат не в зоне ответственности данного провайдера. Среди них: ограничения на тарифном плане; скорость отдачи интернет-ресурса, с которого происходит скачивание; пропускная способность магистральных каналов; качество и пропускная способность «последней мили»; наличие/отсутствие вирусов, программ фильтрации трафика.
- После жалобы клиента и выезда к нему специалиста техподдержки была обнаружена проблема устаревшего файервола на его ПК, что и стало причиной снижения скорости. После обновления файервола скорость соответствует ожиданиям пользователя, - заявили представители «Ростелекома».
Еще одно новшество предлагаемых правил - обязанность провайдера обеспечивать ограничение доступа к некоторым видам контента.
Во-первых, провайдер будет обязан ограничивать доступ абонентов к сетевым ресурсам, содержащим информационные материалы, распространение которых запрещено законом (экстремизм, порнография и т. п.).
Во-вторых, по требованию абонента интернет-провайдер будет обязан ограничить ему доступ к ресурсам, находящимся в интернете по адресам, которые этот абонент укажет оператору. Соответствующее право абонента и обязанность оператора записаны в проекте новых правил.
И наконец, все провайдеры, предоставляющие услуги через пункты коллективного доступа в интернет (ПКД), могут это делать только при том условии, что они будут применять технические и программно-аппаратные средства защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.