Случись пандемия коронавируса на 10-20 лет раньше, например, в начале 2000-х, когда мир только начала охватывать мобильная связь и безлимитный домашний интернет, она могла бы принести куда большие негативные последствия, чем сейчас. Эксперты считают, что от серьёзных проблем человечество спасли онлайн-сервисы и дистанционная работа. Собственно, это подтверждает свежее исследование проекта Билайн.Аналитика об изменениях в поведении людей в России во время самоизоляции.

Самоизоляция особого значения: как онлайн-сервисы спасли человечество.

Переход на удаленную работу и самоизоляцию спровоцировал рост потребления как мобильного, так и фиксированного интернета по всей России. Команда нашего проекта рассказывала ранее о значительном увеличении на линии связи сотовых операторов и провайдеров. В пересчете на одного абонента рост потребления мобильного интернет-трафика в за период с апреля по май составил 10,2%, а фиксированного 20% в сравнении с началом 2020 года. Основной пик пришелся на первую половину апреля, но несмотря на небольшое снижение в мае, потребление всё ещё остается выше средних значений. 

Как же изменилось наше поведение и какую роль в этом сыграли онлайн-сервисы? Разобраться в этом нам поможет исследование проекта Билайн.Аналитика.

Здоровый сон

Примечательно, но самоизоляция в самом начале способствовала нормализации сна у россиян. Благодаря отсутствию раннего подъёма они стали спать в среднем на один час больше - по 9-10 часов в сутки. Это оказалось в среднем на 20% больше, чем обычно. По мере привыкания к новому режиму, распорядок активности людей несколько сместился и стал больше соответствовать периоду новогодних или длительных праздников, когда не надо работать и появляется большое количество свободного времени. В частности, люди стали позже ложиться и позже вставать. При этом 8 часов в сутки стали спать около 45% аудитории.

Еда дома, вместо кафе и ресторанов

На самоизоляции выросло количество людей, которые пользуются сервисами заказа быстрой доставки еды из ресторанов и кафе. По данным Билайн. Аналитика, количество пользователей таких сервисов, как «Яндекс.Еда»и Delivery Club, выросло на 35,5% по сравнению с предыдущими месяцами. Самыми популярными днями доставки заказов еды стали: пятница с явным преимуществом, а также суббота и понедельник.

Заказ еды на дом.

Помимо готовой еды на пике востребованности также оказались онлайн-сервисы бесконтактной доставки продуктов из супермаркетов и магазинов, а всё потому что люди хотели быть в безопасности, перестраховывались и не выходили из дома.

Повышение интереса к сайтам для взрослых

Большинство участников исследования о своём поведении на самоизоляции отметили, что из-за перехода на удалённую работу и отсутствия необходимости до неё добираться, у них в среднем освободился целый час. А что делать с этим временем? Каждый, конечно, проводил его по-своему. Но примечателен факт, что в этот период пользователи стали чаще заходить на сайты с эротическим и порно контентом.

В апреле-июне количество посещений таких ресурсов выросло по сравнению с предыдущими периодами больше, чем на половину - на 57,9%. При этом мужчины заходили на такие сайты в 7 раз активнее женщин. Самый активный интерес к сайтам 18+ проявляли пользователи в возрасте 30-40 лет. Традиционно более 97% посещений таких ресурсов приходилось на ночное время (с 23:00 до 6:00).

Предварительное планирование маршрутов

Безопасность россияне проявляли и при планировании передвижений. Они стали тщательнее выбирать маршрут своего передвижения. Причём это касается, как личного автомобиля, так и общественного транспорта. Даже перед пешими прогулками люди интересовались трафиком в магазинах, куда они собирались идти. В этом им активно помогали картографические и навигационные сервисы.

Интернет-трафик на одного пользователя в этой категории приложений по сравнению с докоронавирусным уровнем в увеличился 2,2 раза. Одновременно с этим число пользователей сервисов существенно снизилось.

Трафик в мессенджерах и видеоконференция вырос.

Рекордная популярность интернет-аптек и сайтов медицинской направленности

Оставаясь дома, пользователи активно интересовались способами защиты своего здоровья.  Количество посещений сайтов аптек в период самоизоляции увеличилось по сравнению с обычным уровнем на 21,8%. При этом женщины заходили на сайты аптек в 2,6 раза чаще мужчин. С началом самоизоляции интерес мужчин к таким ресурсам вырос сильнее, чем у женщин (+33,3% против +15,7%).

Также на самоизоляции заметно вырос интерес к аптекам у пользователей 18 лет и младше (+41,3%). Покупки в категории «Аптеки» показали рост на 12,3%. Наибольший рост спроса на покупки в этой категории зафиксирован у пользователей до 25 лет (+22,2%).

Общение на расстоянии

На самоизоляции россияне стали чаще звонить и дольше разговаривать по телефону. Рост голосового трафика на одного человека составил 10,7%. Пик голосовых звонков был зафиксирован 2 апреля 2020 года, в период выступления президента, где было объявлено о продлении нерабочей недели до конца апреля.

Рост голосового трафика во время самоизоляции.

Практически все участники исследования отметили дефицит живого общения с друзьями, близкими и коллегами по работе. При этом основными инструментами общения на расстоянии стали социальные сети, мессенджеры и приложения видеозвонков (видеоконференций). По данным Билайн.Аналитики, средний трафик пользователя Skype увеличился в 3,2 раза, а трафик Facetime — в 2,9 раз. Трафик мессенджеров WhatsApp и Viber в период самоизоляции увеличился на 42% и 52% соответственно.

Также жители России стали больше пользоваться соцсетями. По сравнению с обычными днями дата-трафик на одного пользователя соцсетей вырос на 12,6%. Наибольший рост был зафиксирован в соцсети Facebook (+31,9%) и «Одноклассники» (+18,3%). Аудитория также стала чаще смотреть фотографии и публиковать посты в Instagram.

Популярность социальных сетей выросла.

Люди стали чаще знакомиться онлайн

Одновременно с этим на 20% увеличилось время, проведенное на сайтах знакомств. Интересно, что больше всего вырос интерес к сайтам знакомств у пользователей старше 60 лет, а также у пользователей 18 лет. Мужчины на самоизоляции заходили на сайты знакомств в 1,5 раза чаще женщин. Самыми активными были пользователи 25-35 лет, на них пришлось 37,4% запросов. В топ-3 ресурсов по количеству посещений вошли Tinder, Badoo и Fotostrana.

Как и в случае с ресурсами 18+, большая часть посещений сайтов знакомств приходилась на ночное время с 23:00 до 6:00. При этом максимальную активность пользователи проявляют в понедельник. Что называется, «новую жизнь начинай в понедельник».

Самоизоляция - лучшее время завести домашнее животное

Как это ни странно, но в период самоизоляции люди стали активно заводить домашних животных. Во многом это помогало пережить непростое время. В итоге количество тех, у кого появилась кошка или собака, выросло на 54%. И если интерес к кошкам был не слишком значительный (+5,4%), то количество любителей собак за это время выросло более чем в 2 раза. Активнее всего на самоизоляции заводили собак мужчины, в то время как у многих женщин собаки были и до самоизоляции.

Кино, сериалы, игры - теперь в онлайне

Закрытие кинотеатров привело к ажиотажу на различных онлайн платформах для просмотра фильмов, сериалов и мультфильмов. В период самоизоляции стало принято смотреть кино на домашнем телевизоре, компьютере или экране мобильного устройств. Подтверждением этого является рост трафика на 41% у онлайн-кинотеатров и 31% у сайтов видеохостинга.

Онлайн-кинотеатры и видеохостинг.

Также увеличился интерес к игровым приложениям — рост трафика на одного пользователя составил 36%. Однако если интерес владельцев Android-смартфонов к играм всегда был стабильно высоким, то обладатели iPhone с наступлением нерабочих дней превратились в настоящих мобильных геймеров. До самоизоляции средний дата-трафик на одного пользователя игровых приложений для владельцев Android был в 2,5 раза больше, чем у владельцев iOS-устройств. В период действия режима самоизоляции владельцы iPhone выбились в лидеры — средний показатель дата-трафика игровых приложений у них увеличился почти в 5 раз, а количество активных пользователей этих сервисов увеличилось на 36,8%.

Невозможность проведения концертов в привычном формате была компенсирована прямыми трансляциями живых концертов. При этом видео набирало максимальное количество просмотров. Например, трансляции, организованные «Билайн ТВ» и партнерами, посмотрели в общей сложности 57 млн человек. Это стало трендом, который исполнители музыки планируют развивать и в дальнейшем.

Время для чтения и образования

Помимо просмотра фильмов и концертов, люди предпочли потратить часть незанятого времени на саморазвитие, включая изучение иностранных языков, чтение книг и разнообразные хобби. Так, приложение «Самоучитель английского языка» на смартфоны установили на 30% больше пользователей, чем в докоронавирусное время.

Новым хобби на самоизоляции чаще всего становился спорт, прохождение онлайн-курсов или рукоделие. Не обошлось без затрат на техническую поддержку — примерно каждый десятый приобрел бытовую технику, новый инвентарь или оборудование для нового хобби.

В свободное время люди стали больше читать. Об этом говорит рост посещаемости сервиса «Билайн.Книги», а также увеличение количества активных участников акции «Гиги за мозги». В итоге общее время, проведенное с книгой, среди участников акции выросло с 30 минут до 1,5 часов в день. Больше всего за период коронавирусных ограничений россияне интересовались классической литературой, книгами по психологии и саморазвитию, воспитанию детей, кулинарии. Одновременно с этим пользователи всё чаще начинают выкладывать в Сеть всё больше собственного творческого контента.

Домашние дела и ремонт

Самоизоляция стала хорошим временем для домашних дел. Кто-то сделал ремонт в квартире, а кто-то работал на даче. Как отмечают в Билайн.Аналитике, если в Москве заниматься ремонтом начал каждый десятый человек, то в Новосибирске каждый пятый. Помимо ремонта люди занялись перестановкой мебели и увеличением частоты уборок. А каждый десятый из опрошенных на самоизоляции наконец-то добрался до обустройства балкона.

Работы по дому подтверждает статистика. В этот период интерес к сайтам с товарами для дома увеличился на треть. Самым популярным интернет-ресурсом в этой категории оказался «Леруа Мерлен», ИКЕА и H&M Home — количество посещений этих ресурсов по сравнению с обычным уровнем выросло на 83,5%, 13,2% и на 19% соответственно. У мужчин интерес к обустройству дома на самоизоляции вырос больше, чем у женщин: +38,8% против +26,4%. При этом женщины примерно в полтора раза чаще мужчин заходили на сайты с товарами для дома изначально.

Падение интереса к товарам красоты.

В самоизоляции у людей было время подумать об интерьере, для каждого третьего самоизоляция помогла найти время для переоценки своего гардероба. Чаще всего принималось решение избавиться от лишних вещей. Соблюдая рекомендации оставаться дома, женщины стали меньше интересоваться косметикой. Число заходов на сайты популярных в России парфюмерно-косметических сетей сократилось по сравнению с обычным уровнем на 16%.

Пирамида потребностей человека.

Итоги

По данным аналитики от операторов связи, а также дополнительных опросов, «коронакризис», прежде всего, повлиял на самые базовые потребности людей: физиологические, безопасность, общение, знакомства, образование, культуру, самоактуализацию. Причём статистика популярности использования онлайн-сервисов один-в-один повторяет классическую пирамиду А. Маслоу. Наши примеры показывают, что максимальный рост интереса пришёлся как раз на физиологические потребности.

Период самоизоляции и дальнейшее время после него привносят в нашу жизнь новые привычки и формируют новые запросы. Уже понятно, что некоторые из них останутся с нами надолго. В первую очередь это касается удалённой работы, где это уместно, дистанционных форм обучения, развлечений и общения. Так, пообщаться с коллегами или друзьями в режиме реального времени стало привычным. Человечество открыло для себя приложения индивидуальных видеочатов и групповых конференций. Подписка на спортивные тренировки в онлайне оказалась во много раз дешевле посещений зала. Бесплатные прямые эфиры живых концертов, театральных постановок и виртуальных музейных экскурсий стали нормой.

Самоизоляция приучила многих из нас проверять перед выходом из дома окружающую среду на предмет потенциальной опасности для здоровья. Теперь мы смотрим не только на прогноз погоды, но и сайты с данными о заболевших, уточняем, могли ли с кем-то из контактировать.