В России с 1 ноября вступил в силу закон об анонимайзерах и VPN, запрещающий в России использование VPN-сервисов и анонимайзеров для обхода блокировок различных сайтов, по тем или иным причинам установленных Роскомнадзором. О согласии исполнять закон заявили представители крупнейших VPN-сервисов сообщил руководитель Роскомнадзора Александр Жаров.
Новый закон запрещает обеспечивать использование в России «информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем и программ для ЭВМ» для получения доступа к ресурсам, сайтам и страницам, доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен.
Тотального запрета VPN и анонимайзеров не предлагается, хотят запретить именно обход блокировок с их помощью. Для того, чтобы владельцы таких анонимайзеров, VPN и прочих «разблокировщиков» смогли выполнить требование закона, им должны предоставить доступ к списку заблокированных сайтов Роскомнадзора.
За невыполнение требований Роскомнадзора исполнить запрет в течение 30 дней предлагается блокировать доступ к таким провинившимся ресурсам, предоставляющим возможности для просмотра заблокированных сайтов.
Изначально в законе предполагалось, что отслеживать сервисы для обхода блокировок будет Роскомнадзор, но во втором чтении «следящее» ведомство сменили на ФСБ и МВД, тогда как Роскомнадзору останется определять провайдера, через которого работают сервисы.
«В России есть 25-30 проксирующих и VPN-сервисов, популярных у населения. Среди них — cameleo.ru, 2ip.ru и др. Они все выразили готовность исполнять закон, у нас в беседе с ними не возникло какого-то непонимания», - сказал чиновник. Он в курсе существования «сотен тысяч» «мелких и кустарно написанных VPN». Но закон направлен прежде всего на наиболее популярные сервисы, добавил Александр Жаров.
31 октября Роскомнадзор сообщил, что завершает тестирование новой системы взаимодействия с крупными интернет-компаниями в связи со вступлением этого закона в силу. Сотрудники ведомства тестировали новую схему взаимодействия с участниками рынка. «В тестировании принимают участие АО «Лаборатория Касперского», Opera Software AS, Mail.Ru и «Яндекс». Свою готовность участия в тестировании подтвердили Rambler, «Спутник», cameleo.ru и анонимайзеры - 2ip.ru, 2ip.io. Общая аудитория данных сервисов в РФ - около 10 млн человек», - сообщало ведомство.