На рынке сотового ритейла вновь обострилась конкуренция, которая может привести к серьезному изменению позиций всех игроков. «Евросеть», хотя и негласно, но объявила войну «Связному». Компания планирует в ближайшее время занять до 500 торговых точек, в которых сейчас работают магазины «Связного», предложив за них большую арендную плату. А пока участники рынка гадают, способна ли «Евросеть» на такой шаг или это психологическое давление на конкурента.
О намерении «Евросети» перекупить торговые площади у арендодателей «Связного» объявил президент «Евросети» Александр Малис.
- Уже подписаны соглашения с арендодателями по поводу 273 салонов. Постепенно в течение марта и начала апреля «Евросеть» займет до 500 рентабельных салонов в разных городах России, в которых в данный момент работает «Связной», - отметил Александр Малис.
Причем большинство бывших торговых точек «Связного» будет работать под брендом «Билайн».
В «Связном» слова президента «Евросети» парируют. «Типичная торговая точка «Связного» действительно очень интересна для конкурентов, так как средние продажи на точку за 2010 год были на 75% выше аналогичных показателей «Евросети», но пока ни один магазин «Связного» к «Евросети» не перешел, - подчеркнула Елена Ноготкова, руководитель отдела по связям с общественностью группы компаний «Связной». - Распространяемые Малисом данные о том, что уже 200 салонов переподписано на «Евросеть» по договорам аренды - это ложь».
Кроме того, в «Связном» озвучили планы по развитию компании в 2011 году. Так, розничная сеть увеличится на 500 магазинов независимо от действий конкурентов. Причем в январе уже было открыто 23 магазина, а в феврале - 62.
По словам аналитиков рынка, нынешняя конкуренция «Евросети» и «Связного» спровоцирована самим «Связным», начавшим осенью 2010 года длительную ценовую войну. Они отмечают, что ритейлер стал сильно снижать цены на популярные модели телефонов, желая увеличить свои продажи. При этом рентабельность серьезно снизилась. По данным аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, по некоторым моделям телефонов «Связной» торговал даже в минус для достижения поставленных целей.
В «Связном» ни о какой войне не знают:
- Политика компании - предлагать своим покупателям цены, соответствующие средним ценам рынка. Мы серьезно следим за ценовой политикой конкурентов и принимаем взвешенное решение по изменению цен в каждом конкретном случае, - подчеркнула Елена Ноготкова.
Волну снижения цен подхватили и остальные крупные игроки, такие как «Евросеть», «МТС». При этом для мелких игроков такая ситуация стала кране губительной и поставила крест на их дальнейшем существовании. Итог для потенциальных покупателей - существенное падение цен на популярные модели телефонов до минимального уровня.
В настоящее время аналитиками рассматриваются несколько сценариев развития дальнейших событий.
Психологическое давление
Для «Евросети» стратегическая цель – увеличение рентабельности. Это означает, что для ритейлера важны большие объемы продаж при оптимальной наценке в 20-27%.
Вслучае снижения наценки рентабельность тает на глазах. Сейчас же «Связной» держит уровень цен на минимальном уровне и толкает других участников рынка именно к снижению рентабельности, а для мелких игроков вообще к ликвидации. Своим намерением перекупить у арендодателей «Связного» торговые точки «Евросеть» может сигнализировать своему конкуренту о желании прекратить ценовые войны. Это не более, чем психологическое давление.
Стоит отметить, что любая крупная дилерская сеть закрывает и открывает в зависимости от рентабельности до 300 салонов в год, и не исключено, что предстоящая смена владельцев - часть этого обычного процесса.
По словам Елены Ноготковой, в 2010 году «Связной» открыл 469 магазинов в России. Одновременно с этим, закрыто было лишь 73 торговые точки - что почти вчетверо меньше, чем указываемое Александром Малисом количество салонов, по которым «Связной» якобы уже утратил право на аренду с весны.
«Жесткий» вариант
Еще одной версией развития событий является, так называемых, «жесткий» вариант. «Связной» продолжает ценовую войну, а «Евросеть» за счет собственных средств и средств своих собственников (в первую очередь за счет помощи «Вымпелкома» - бренд «Билайн) выводит из-под контроля 12,5% торговых точек конкурента путем повышения платы за аренду торговых помещений. Тогда «Связному» придется столкнуться с ростом цен на рынке аренды торговых мест и чревато тяжелыми экономическими потерями.
Глава аналитического агентства «Телеком дейли» Денис Кусков в интервью Интерфаксу заметил, что если у «Евросети» действительно будет возможность занять именно высокорентабельные точки «Связного», то в большей степени это важно именно для «Связного», так как его потери будут больше возможной выгоды для «Евросети», у которой и без того вдвое больше салонов.
Занять чужую торговую точку можно либо после того, как арендующая салон компания уйдет оттуда сама, либо в результате переговоров с владельцем недвижимости, который согласится не продлевать текущие договора аренды и сменить партнера на того, кто предложит больше денег, чем прежний.
По информации РИА Новостей, в распоряжение агентства попал список документов, подтверждающих смену арендодатора во многих магазинах «Связного». По нескольким адресам Агентство сумело запечатлеть смену вывесок на фотографиях.
Примечателен тот факт, что для рядовых потребителей ценовая война только на руку. Самые популярные модели телефонов быстро дешевеют. Многим людям не приходится долго ждать падения стоимости выбранных девайсов или попросту оформлять потребительские кредиты. Но вот как долго будет наблюдаться такая ситуация говорить пока рано.