Операторы сотовой связи и правоохранительные органы объявили очередную войну мобильным мошенникам, которые обманным путём завладевают денежными средствами простых абонентов. Правда новая война может завершиться также безуспешно, как и предыдущие попытки.
Период с ноября 2009 по февраль 2010 года стал для индустрии мобильного мошенничества эпохой расцвета. За это время количество мошеннических SMS, телефонных звонков и неправомерных подписок на непонятные услуги выросло в несколько раз. Причины этого роста кроются в высокой прибыльности этого бизнеса и отсутствии реальной ответственности за противоправные действия.
По оценкам компании МТС, жертвами мобильных мошенников в России по итогам 2009 года стали порядка 3 млн. абонентов или 1,5% от всей базы. Количество зарегистрированных в России SIM-карт, по данным J'son & Partners Consulting, составляет 208,3 млн. По оценкам нашего издания, количество пострадавших от мобильных преступников в Челябинской области порядка 45 тыс. абонентов. Это население целого города, такого как Чебаркуль, Кыштым или Коркино.
При этом объем мошенничеств в мобильных сетях в минувшем году составлял не более 15% выручки от микроплатежей, которая была на уровне $350 млн. [AC&M-Consulting]. Получается, что мошенники заработали примерно $50 млн. за год по всей России. По нашим оценкам, только в Челябинской области злоумышленники заработали около 22,5 млн. рублей за год.
- В основном попадаются лица несовершеннолетние, лица пожилого возраста, либо люди плохо разбирающиеся в конкретных технологиях, услугах и сервисах. В прошлом году наметился рост мошенничеств через SMS, причем как на федеральные, так и на короткие номера, - рассказывает Сергей Котляров, начальник отдела «К» ГУВД по Челябинской области. - Вообще же мошенники предпочитают атаковать жителей нашей области из других регионов. Так гораздо проще избежать ответственности со стороны правоохранительных органов. Дело в том, что нам приходится посылать соответствующие запросы по фактам правомерных действий своим коллегам в другие регионы, а на это нужно время. Этим мошенники и пользуются.
В 2009 году по фактам мобильных мошенничеств по ст. 159 УК РФ «Мошенничество» в Челябинской области было возбуждено всего четыре уголовных дела.
Между тем, некоторые операторы считают проблему мошенничеств чересчур преувеличенной.
- Количество обращений по мошенничеству сильно преувеличено и зачастую раздувается СМИ. В 2008 году это был 0,1% от общего количества обращений, а в 2009 - 0,6%. Хотя динамика очевидна, мы считаем, что бороться с мошенничеством можно и нужно, прежде всего, повышая грамотность абонентов. За 7 месяцев работы специально созданного бесплатного номера по мобильным мошенничествам 068044, на него обратились 300 000 человек, - подчёркивает Светлана Костромина, специалист по связям с общественностью оператора «Билайн» на Урале.
Проблема мобильных мошенничеств с каждым годом становится всё более актуальной. Но четких механизмов противодействия преступникам ни со стороны операторов мобильной связи, ни со стороны милиции до сих пор не было. Вся борьба сводилась к стандартной пропаганде и информированию людей о противоправных схемах, а абоненты были один на один с мошенниками.
Тем не менее, в действиях правоохранительных органов и операторов сотовой связи стали наблюдаться положительные изменения. Об этом корреспонденту нашего портала стало известно после встречи с представителями компании МТС и отдела «К» ГУВД по Челябинской области.
Так, операторы ужесточают штрафные санкции в отношении контент-провайдеров, на которых и приходится большая часть махинаций.
- По статистике 97% случаев мобильного мошенничества осуществляется с помощью коротких номеров, – отмечает директор челябинского филиала МТС Вячеслав Бежин. – Этими номерами владеют контент-провайдеры. Каждый оператор сотовой связи имеет прямые договоры с несколькими крупными компаниями такого рода, которые, в свою очередь, имеют десятки субподрядчиков, и так далее. Получается сложная система, в которой задействованы тысячи компаний, и операторам очень трудно отслеживать, кто и в каких целях использует номера, которые мы предоставляем для оказания вполне законных услуг.
По новым правилам в случае мошеннических действий, провайдер возвращает незаконно полученные средства абонентам. Если количество жалоб на контент-провайдера превысит установленный порог, оператор может расторгнуть договор с ним и внести его в «черный список», что исключит возможность повторного подключения недобросовестного провайдера через других контент-провайдеров. Более того, оператор теперь контролирует рекламные материалы контент-провайдеров, проверяя достоверность информации о предоставляемых провайдерами услугах.
В марте 2010 года МТС введет в действие новую платформу для работы с короткими номерами MSDP [Mobile Service Delivery Platform]. Функционал платформы позволяет оператору полностью контролировать процесс предоставления услуг за счет регистрации контент-провайдеров и определения их прав для различных видов дополнительных услуг. МТС сможет просматривать префиксы коротких номеров и осуществлять моментальную блокировку мошенников. Внедрение новой системы контроля позволит МТС производить точечные отключения мошеннических сервисов без нарушения работы добросовестных провайдеров.
Кроме этого, МТС запустила услугу «Инфоконтент», позволяющую абоненту самостоятельно уточнить стоимость услуг по коротким номерам, предоставляемых по SMS и MMS-запросам. Чтобы получить информацию о стоимости любой платной услуги, необходимо отправить бесплатное SMS-сообщение со знаком «?» на короткий номер услуги. В ответ абонент получит SMS с достоверной информацией о стоимости услуги на данном коротком номере, названии компании, обеспечивающей услугу, и контактный номер телефона службы технической поддержки.
Аналогичная услуга запущена и у «МегаФона». Она называется «Мобильный прайс». Набрав на дисплее мобильного телефона USSD-запрос: *432*<короткий номер># и клавишу вызова, любой абонент сможет легко и просто узнать название контент-провайдера и цену отправки SMS-сообщения, USSD-запроса или звонка на интересующий короткий номер от 2-х до 6-ти цифр.
Абоненты оператора TELE2 также могут узнать стоимость отправки SMS сообщений на короткие номера, но только тех, которые поддерживаются сетью. Это можно сделать при помощи комбинации: *125*<короткий номер># и вызов.
Все эти меры, по мнению операторов, позволят снизить количество пострадавших от мошеннических действий в десятки раз.
Во время беседы с представителями компании МТС и отдела «К» ГУВД по Челябинской области журналисты предложили создать всем российским операторам связи и правоохранительным органам единый национальный номер, на который могли бы звонить люди, столкнувшиеся с мошенниками и получать помощь. При этом номер должен быть простым и доступным, как существующий единый номер экстренных служб 112.
Помимо этого все пришли к мнению, что расследования со стороны операторов сотовой связи в отношении контент-рповайдеров и их подрядчиков по признакам мошенничеств должны быть публичными. Если контент-провайдеры будут знать, что все схемы и каналы противоправных действий будут сразу же попадать в СМИ, они сто раз подумают, перед тем как нарушать закон.
Мы со своей стороны рекомендуем прочитать наши материалы по всевозможным схемам мошенничеств. Это действительно полезная информация.