Операторы сотовой связи и правоохранительные органы объявили очередную войну мобильным мошенникам, которые обманным путём завладевают денежными средствами простых абонентов. Правда новая война может завершиться также безуспешно, как и предыдущие попытки.

Период с ноября 2009 по февраль 2010 года стал для индустрии мобильного мошенничества эпохой расцвета. За это время количество мошеннических SMS, телефонных звонков и неправомерных подписок на непонятные услуги выросло в несколько раз. Причины этого роста кроются в высокой прибыльности этого бизнеса и отсутствии реальной ответственности за противоправные действия.

По оценкам компании МТС, жертвами мобильных мошенников в России по итогам 2009 года стали порядка 3 млн. абонентов или 1,5% от всей базы. Количество зарегистрированных в России SIM-карт, по данным J'son & Partners Consulting, составляет 208,3 млн. По оценкам нашего издания, количество пострадавших от мобильных преступников в Челябинской области порядка 45 тыс. абонентов. Это население целого города, такого как Чебаркуль, Кыштым или Коркино.

При этом объем мошенничеств в мобильных сетях в минувшем году составлял не более 15% выручки от микроплатежей, которая была на уровне $350 млн. [AC&M-Consulting]. Получается, что мошенники заработали примерно $50 млн. за год по всей России. По нашим оценкам, только в Челябинской области злоумышленники заработали около 22,5 млн. рублей за год.

- В основном попадаются лица несовершеннолетние, лица пожилого возраста, либо люди плохо разбирающиеся в конкретных технологиях, услугах и сервисах. В прошлом году наметился рост мошенничеств через SMS, причем как на федеральные, так и на короткие номера, - рассказывает Сергей Котляров, начальник отдела «К» ГУВД по Челябинской области. - Вообще же мошенники предпочитают атаковать жителей нашей области из других регионов. Так гораздо проще избежать ответственности со стороны правоохранительных органов. Дело в том, что нам приходится посылать соответствующие запросы по фактам правомерных действий своим коллегам в другие регионы, а на это нужно время. Этим мошенники и пользуются.

В 2009 году по фактам мобильных мошенничеств по ст. 159 УК РФ «Мошенничество» в Челябинской области было возбуждено всего четыре уголовных дела.

 По оценкам нашего издания, количество пострадавших от мобильных преступников в Челябинской области порядка 45 тыс. абонентов.

Между тем, некоторые операторы считают проблему мошенничеств чересчур преувеличенной.

- Количество обращений по мошенничеству сильно преувеличено и зачастую раздувается СМИ. В 2008 году это был 0,1% от общего количества обращений, а в 2009 - 0,6%. Хотя динамика очевидна, мы считаем, что бороться с мошенничеством можно и нужно, прежде всего, повышая грамотность абонентов. За 7 месяцев работы специально созданного бесплатного номера по мобильным мошенничествам 068044, на него обратились 300 000 человек, - подчёркивает Светлана Костромина, специалист по связям с общественностью оператора «Билайн» на Урале.

Проблема мобильных мошенничеств с каждым годом становится всё более актуальной. Но четких механизмов противодействия преступникам ни со стороны операторов мобильной связи, ни со стороны милиции до сих пор не было. Вся борьба сводилась к стандартной пропаганде и информированию людей о противоправных схемах, а абоненты были один на один с мошенниками.

Тем не менее, в действиях правоохранительных органов и операторов сотовой связи стали наблюдаться положительные изменения. Об этом Вячеслав Бежин, директор челябинского филиала компании МТС.корреспонденту нашего портала стало известно после встречи с представителями компании МТС и отдела «К» ГУВД по Челябинской области.

Так, операторы ужесточают штрафные санкции в отношении контент-провайдеров, на которых и приходится большая часть махинаций.

- По статистике 97% случаев мобильного мошенничества осуществляется с помощью коротких номеров, – отмечает директор челябинского филиала МТС Вячеслав Бежин. – Этими номерами владеют контент-провайдеры. Каждый оператор сотовой связи имеет прямые договоры с несколькими крупными компаниями такого рода, которые, в свою очередь, имеют десятки субподрядчиков, и так далее. Получается сложная система, в которой задействованы тысячи компаний, и операторам очень трудно отслеживать, кто и в каких целях использует номера, которые мы предоставляем для оказания вполне законных услуг.

По новым правилам в случае мошеннических действий, провайдер возвращает незаконно полученные средства абонентам. Если количество жалоб на контент-провайдера превысит установленный порог, оператор может расторгнуть договор с ним и внести его в «черный список», что исключит возможность повторного подключения недобросовестного провайдера через других контент-провайдеров. Более того, оператор теперь контролирует рекламные материалы контент-провайдеров, проверяя достоверность информации о предоставляемых провайдерами услугах.

В марте 2010 года МТС введет в действие новую платформу для работы с короткими номерами MSDP [Mobile Service Delivery Platform]. Функционал платформы позволяет оператору полностью контролировать процесс предоставления услуг за счет регистрации контент-провайдеров и определения их прав для различных видов дополнительных услуг. МТС сможет просматривать префиксы коротких номеров и осуществлять моментальную блокировку мошенников. Внедрение новой системы контроля позволит МТС производить точечные отключения мошеннических сервисов без нарушения работы По статистике 97% случаев мобильного мошенничества осуществляется с помощью коротких номеров.добросовестных провайдеров.

Кроме этого, МТС запустила услугу «Инфоконтент», позволяющую абоненту самостоятельно уточнить стоимость услуг по коротким номерам, предоставляемых по SMS и MMS-запросам. Чтобы получить информацию о стоимости любой платной услуги, необходимо отправить бесплатное SMS-сообщение со знаком «?» на короткий номер услуги. В ответ абонент получит SMS с достоверной информацией о стоимости услуги на данном коротком номере, названии компании, обеспечивающей услугу, и контактный номер телефона службы технической поддержки.

Аналогичная услуга запущена и у «МегаФона». Она называется «Мобильный прайс». Набрав на дисплее мобильного телефона USSD-запрос: *432*<короткий номер># и клавишу вызова, любой абонент сможет легко и просто узнать название контент-провайдера и цену отправки SMS-сообщения, USSD-запроса или звонка на интересующий короткий номер от 2-х до 6-ти цифр.

Абоненты оператора TELE2 также могут узнать стоимость отправки SMS сообщений на короткие номера, но только тех, которые поддерживаются сетью. Это можно сделать при помощи комбинации: *125*<короткий номер># и вызов.

Все эти меры, по мнению операторов, позволят снизить количество пострадавших от мошеннических действий в десятки раз.

Во время беседы с представителями компании МТС и отдела «К» ГУВД по Челябинской области журналисты предложили создать всем российским операторам связи и правоохранительным органам единый национальный номер, на который могли бы звонить люди, столкнувшиеся с мошенниками и получать помощь. При этом номер должен быть простым и доступным, как существующий единый номер экстренных служб 112.

 Во время беседы с представителями компании МТС и отдела «К» ГУВД по Челябинской области журналисты предложили создать всем российским операторам связи и правоохранительным органам единый национальный номер.

Помимо этого все пришли к мнению, что расследования со стороны операторов сотовой связи в отношении контент-рповайдеров и их подрядчиков по признакам мошенничеств должны быть публичными. Если контент-провайдеры будут знать, что все схемы и каналы противоправных действий будут сразу же попадать в СМИ, они сто раз подумают, перед тем как нарушать закон.

Мы со своей стороны рекомендуем прочитать наши материалы по всевозможным схемам мошенничеств. Это действительно полезная информация.