Сегодня самые сильные наши страхи связаны исключительно с мобильным телефоном. Не вовремя разрядившийся аккумулятор портит настроение на весь день, нулевой баланс счета заставляет чувствовать себя неполноценным членом общества, а кража мобильника становится личной трагедией – почище, кстати, смерти любимого хомячка или увольнения с работы.

Что же касается внезапной поломки любимого средства связи, то это событие по силе воздействия на сознание владельца равно гибели Помпеи, двум финансовым кризисам 1998 года и пяти с половиной катастрофам «Титаника», вместе взятым. Конец Света – никак не меньше! Бедолага-абонент в этом случае ощущает себя несчастнейшим человеком в мире, теряет аппетит, начинает мучиться бессонницей. Убедившись, что труба вышла из строя всерьез и помочь ей может лишь хирургическое вмешательство, он, откопав в недрах своего письменного стола гарантию, уныло бредет в сервис-центр. Идти ему туда не хочется вовсе. Каждый владелец сотового телефона уверен, что при приеме на работу в любую мобильную мастерскую кандидат сдает специальный тест на хамство. Он убежден, что поломка аппарата незначительная и вполне «гарантийная», а с него потребуют сумасшедшую сумму. И нет сомнений в том, что мастер выпотрошит телефон, заменит исправные детали неработающим хламом и отдаст ему со словами: «Восстановлению не подлежит…»

Да мало ли ходило слухов в течение последних лет вокруг чуть ли не самого востребованного сервиса – ремонта мобильных телефонов? Общественное мнение гласит, что каждый ремонтник – хам и кровопиец, а сервис-центр – филиал вселенского зла. Заходит жертва мобильных невзгод в такие организации с опаской и твердой уверенностью, что прямо сейчас его объегорят и обдерут как липку. Ведь сколько случаев: и в газете писали, и на форуме сайта говорили, и телевизору показывали, и сосед жаловался. На благополучный исход ремонта не надеется никто. Более того, для многих поход в мастерскую – этакий способ психологической разрядки: ведь нужно оперативно покупать новый телефон, а винить-то некого! Вот и несут трубки по гарантии с твердой уверенностью, что починить-то их не починят, зато серьезный повод для изрядного скандала найдется: будет хоть на кого выплеснуть негативные эмоции. Успешная и своевременная ликвидация неисправности в рамках гарантии воспринимается с искренним удивлением, недоумением. Получив исцеленный телефон обратно, такой пользователь будет с нездоровым вниманием следить за всеми признаками жизни своей мобилы ( вроде звонок был громче, дисплей был ярче), а, обнаружив изъян, полностью отдастся своему праведному гневу. И тогда работникам мобильной мастерской лучше сразу паковать чемоданы и уезжать в Заполярье или еще дальше.  Чем быстрее, тем лучше: недовольный ремонтом клиент двигается быстрее гепарда, атакует с напором танковой дивизии и производит урона больше, чем ураган. Конечно, телефон – это святое, и его владельца можно понять. Но кто поймет рядового работника ремонтной мастерской?

По мнению многих работников мобильного сервиса, сейчас повсеместно процветает «потребительский терроризм» . Окрыленные принципом «клиент всегда прав», вооруженные сознанием того, что ложившийся тренд ставит во главу угла именно их, потребители зачастую ведут себя просто несносно. Воспользоваться первоклассным сервисом, а еще и получить чашку кофе с коньяком на дорогу «за бесплатно», то есть в рамках гарантии, стремятся все. И все уверены в полном своем праве и на достойный прием, и на обслуживание, причем в любом случае, независимо как от собственного поведения, так и от типа неисправности своего телефона. И напрасно в гарантийном талоне черным по белому будет значиться, что «сервисный центр не предоставляет гарантийное обслуживание изделия, если неисправность возникла вследствие нарушения правил эксплуатации, небрежного обращения, механического повреждения, коррозии элементов, воздействия экстремальных температур, высокой влажности или запыленности, попадания внутрь корпуса жидкости, насекомых и других посторонних веществ, существ или предметов». Все равно, требуя бесплатного ремонта разбитого или утопленного аппарата, потребитель-террорист продолжает настаивать на своих правах. И, самое интересное, при этом он будет абсолютно убежден в собственной правоте. Вот что мне по этому поводу сказал самый обычный мастер самой обычной небольшой мастерской на окраине города: «Сегодня все начитаны про свои права и у всех тетя в налоговой и дядя в ОБЭПе. И все досконально знают устройство телефона. Сидят на форумах в Интернете и обсуждают, как бы это наказать сервис-центр, как его «кинуть» или похитрее сделать. Приносят побитую-поцарапанную трубку в последний день бесплатного обслуживания и заявляют, дескать, работает плохо и вообще «глючит». Ну, а на просьбу показать, начинают обвинять нас во всех смертных грехах, называть всякими словами и требовать возврата денег. Есть, конечно, и нечестные продавцы – согласен. Продадут «серый» телефон, приложат к нему «липовый» гарантийный талон… в любом случае покупатель сам виноват: хотел купить дешевле – вот и купил.

Конечно, каждому хочется приобрести аппарат на 30 у. е. дешевле, чем в салоне, а сервис получить по высшему классу. А так не бывает. Приходят такие и скандалят – будто мы им что-то должны. Возишься с ними, как с детьми малыми, улыбаешься каждому хаму: к вечеру такой стресс накапливается, что приходится каждый раз после работы в спортзал ехать – бегать, «железо» тягать…

И все-таки претензии клиентов к обслуживанию, как к гарантийному, так и обычному, в мобильных мастерских часто бывает и вполне обоснованными: слухи о коварстве работников сервис-центров на пустом месте не возникли бы. Да, среди них попадаются отпетые хамы, да, встречаются случаи откровенного «кидалова». Могут и гарантию снять, объяснив, что телефон ваш «ушиблен» или «утоплен», могут и дорогие платы и микросхемы подменить, заявив потом, что «дешевле новый купить, чем этот чинить». Могут, в конце концов, и «отремонтировать по-русски» , на авось – так, что и в самом деле новый покупать придется. Всякое случается. Но вот чего делать не стоит, так это подозревать в такой профессиональной нечистоплотности всех и каждого: большинство ремонтников – вполне себе честные люди и замечательные профессионалы в своей области.

  • Будьте вежливы, расскажите о своей проблеме исчерпывающе.
  • Если вы и в самом деле уронили или «искупали» ваш аппарат – признайтесь в этом честно и сразу: все равно это обнаружиться при вскрытии.
  • Не нужно «лезть в бутылку», скандалить и грозить – этим вы вызовете ответную аналогичную реакцию.
  • Не требуйте ремонта в кратчайшие сроки: быстро – вовсе не значить качественно.
  • Не стойте над душой у мастера и не пытайтесь давать ему советов – вы рискуете оказаться смешным.
  • Не требуйте в качестве замены при длительном ремонте аппарат. Явно дороже вашего собственного ( «А дайте-ка мне вон ту Nokia 8800 с верхней полочки…») – его вам все равно не дадут, а конфликтную ситуацию вы спровоцируете ( оптимальная замена – та же самая модель, что и у вас).
  • Не отрицайте очевидных фактов, по возможности «входите в положение» - нужных деталей может просто не оказаться на складе, и поэтому придется немного подождать ( впрочем, позволять сотрудникам сервис-центра садиться вам на шею тоже не стоит).
  • Не требуйте большего, чем вам должны (все это подробно описано в гарантийных обязательствах).
  • А вот при явных махинациях спуску тоже не давайте: если поднимать скандал, то по делу и глобальный – здесь вам «тетушка в налоговой» очень пригодиться.
  • Не дайте себя обмануть, но и не думайте, что вас обманут обязательно, - такова оптимальная линия поведения при визите в мобильный сервис.

Душевный покой при поломе любого мобильника сохранить трудно – это факт. Но стоит ли «срываться» на окружающих и становиться главным героем «историй из жизни», которыми мобильных дел мастера со стажем пугают новичков стажеров? Вряд ли! Потребительский терроризм -  явно не наш метод, господа абоненты.