В Государственной думе инициировано обсуждение законопроекта о регулировании рекомендательных сервисов онлайн-платформ на территории Российской Федерации. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на собственный источник. Согласно проекту документа, онлайн-сервисы (соцсети, поисковики, новостные порталы и видеохостинги) должны дать возможность пользователям отключать алгоритмы рекомендаций, а также предупреждать об их применении. При этом крупнейшие интернет-компании страны - VK и «Яндекс» - выступают против новой законодательной инициативы.

Рекомендательные алгоритмы в социальных сетях и новостных агрегаторах: в России начали обсуждать резонансный законопроект.

Онлайн-платформы могут обязать предоставлять пользователем право на отключение рекомендательных алгоритмов. Благодаря таким алгоритмам пользователь видит в своей ленте контент, подобранный специально для него. Законопроект планируется обсудить на экспертном совете перед его внесением на рассмотрение нижней палатой парламента.

Несколько источников из ИТ-индустрии утверждают, что «Яндекс» и VK уже выступили против законопроекта. Один из собеседников издания отметил, что «Яндекс» считает регулирование рекомендательных алгоритмов поисковых систем избыточным, поскольку они уже регулируются отдельными законами. Кроме того, из-за возможности отключения рекомендаций может существенно снизиться время, проводимое пользователями на сервисах компании.

В холдинге VK, в свою очередь, опасаются, что новые нормы будут ограничивать развитие «VK Видео» - эту платформу планируется запустить в качестве отдельного приложения до конца года. Здесь компания делает ставку именно на рекомендательный алгоритм, «способный соперничать с YouTube», отмечает источник «Коммерсантъ».

По мнению сопредседателя комитета по нативной рекламе Ассоциации развития интерактивной рекламы, при отключении рекомендаций пользователям может стать просто не интересно выходить на онлайн-сервисы. Число пользователей, которые захотят отключить такой алгоритм, будет зависеть от того, насколько заметной будет соответствующая кнопка. Можно предположить, что людей, рассчитывающих только на собственное мнение при выборе контента, будет примерно треть.