По итогам 2023 года рынок российских ОС для ПК и серверов показал рост на 57%, достигнув уровня 11,3 млрд рублей. Об этом говорится в аналитическом отчёте Strategy Partners. В статистике учитывались продажи операционных систем российских разработчиков в сегментах B2B и B2G.

Продажи российских ОС для ПК и серверов выросли на 57%.

Рынок российских ОС в 2023 году окончательно консолидировался. По итогам 2023 года выручка от продажи ОС для ПК и серверов составила 11,3 млрд рублей. При этом около 97% продаж пришлось на продукты трёх компаний. Лидерство в этом направлении с доле 76% удерживают продукты Astra Linux от «Группы Астра». Второе-третье место с долями 11% и 10% занимают соответственно «Базальт СПО» и «Ред софт».

Главным фактором роста стало импортозамещения в сегменте B2B. Средние и крупные компании, освобождённые от регуляторных обязательств переходить на отечественное ПО, начали приобретать российский софт, потому что лишились возможности покупать и продлевать лицензии на привычные продукты, включая решения Microsoft.

Ещё один фактор — государственное регулирование: до 1 января 2025 года на российские решения должны будут перейти объекты критической информационной инфраструктуры. К таким объектам относятся, в частности, операторы связи, банки, а также федеральные и региональные ведомства.

Осенью 2023 года аналитики Strategy Partners поделились результатами исследования, согласно которым объём всего российского рынка ОС по итогам 2022 года достиг 18,9 млрд рублей. Из них на российских разработчиков пришлись 7,2 млрд рублей: «Группа Астра» тогда занимала 75% рынка, у «Базальт СПО» было 12%, а у «Ред cофт» — 9 %.

Аналитики отмечают, что российский рынок ОС продолжит рост, и к 2030 году увеличится четырёхкратно до 72 млрд рублей, из которых на отечественных разработчиков придётся уже 63,8 млрд рублей.

Участники рынка говорят, что в 2022 году на рынке сформировалась серая зона, вобравшая в себя покупаемые в рамках параллельного импорта лицензии Windows и нелицензионное пиратское ПО. В рознице Windows остаётся лидером: в 2022 году с предустановленной ОС от Microsoft продавались 61% десктопов и ноутбуков, а в 2023 году их доля снизилась до 54%, привели статистику в Holodilnik.ru.