Минувший год для российского рынка ноутбуков отметился серьёзным падением продаж. В общей сложности в 2022 году в Россию было ввезено 3,382 млн ноутбуков против 4,806 млн – в 2021-м. Снижение поставок составило 29,6%. Наихудшим периодом оказался второй квартал 2022 года, когда в торговые сети было направлено 225 тыс. новых мобильных ПК. Для сравнения – в первом квартале поставки составили 1,23 млн, а в четвёртом - 1,374 млн единиц.
По данным аналитического подразделения «М.Видео-Эльдорадо», в 2022 году в в Россию было ввезено около 3,1 млн ноутбуков. Схожие данные публикуют в GS Group. При этом эксперты отмечают разнонаправленное движение рынка. Так, в первом квартале прошлого года ритейлеры сформировали значительные складские запасы. Они были накоплены из-за актиуальности удаленной/ гибридной работы и учёбы. При этом инвестиционная покупательская активность в конце февраля и первой половине марта 2022 года сменилась снижением спроса во втором квартале. Восходящий тренд возобновился лишь в августе.
В третьем квартале продажи увеличились более чем на четверть ко второму кварталу, а в четвёртом в период распродаж и в преддверии Нового года объём рынка составил около 1 млн штук, что сопоставимо с пиковым январем-мартом, заявили представители торговых сетей.
В течение всего 2022 года значительно увеличили свои позиции многие китайские компании. В целом на китайские бренды пришлось 30% всех продаж ноутбуков в России, а в третьем и четвёртом квартале доля превышала 40-45%.
По оценкам GS Group, лидером по числу поставленных ноутбуков в российские торговые сети по итогам 2022 года стала тайваньская MSI - 556 тыс. ноутбуков. Ещё год назад компания занимала лишь девятую строчку. За год продажи выросли на 302%.
На втором месте с результатом 428 тыс. ноутбуков – Huawei. Компания увеличила поставки на 135%. Третью позицию заняла Lenovo, а четвёртое – HP. Тайваньская Asus замкнула ТОП_5 поставщиков. Acer по итогам года стала шестой, а Apple оказалась на седьмом месте.
Особый интерес российские покупатели проявили к игровым мобильным компьютерам. «В 2022 году на российском рынке игровые заняли чуть более 15% от общих продаж ноутбуков, что составляет порядка 500 тыс. штук. В денежном выражении на них пришлось порядка четверти от общего объема продаж», – сообщили в «М.Видео-Эльдорадо».
В «Ситилинке» доля игровых ноутбуков среди всех продаж ноутбуков в 2022 года составила 16%. В среднем игровые ноутбуки в этой торговой сети наиболее часто приобретали в ценовом сегменте от 60 до 70 тыс. рублей.