Федеральная антимонопольная служба продолжает разбираться в хитросплетениях тарифов на международный роуминг. Ведомство выяснило, что используемая операторами МТС, «Билайн» и МегаФон схема предоставления услуг в роуминге нарушает законодательство, так как абоненты авансовой системы расчетов переводятся в кредитную систему без предупреждения. Теперь при выезде заграницу абоненты будут получать SMS с предупреждениями.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подвела итоги проверки по фактам жалоб со стороны абонентов операторов «большой тройки» на некорректное, по их словам, списание денежных средств в международном роуминге. В общей сложности в ФАС поступило 18 жалоб в отношении МТС, «Билайна» и МегаФона.
В своих заявлениях абоненты отмечали, что они заключали договора на обслуживание по авансовой системе расчетов, предусматривающей автоматическое отключение при исчерпании денежных средств на счетах абонентов. Однако после возвращения из поездок и использования услуги роуминга абоненты получали информацию о задолженности перед операторами в значительном размере, до 700 тыс. рублей. Заявители считают такие действия операторов неправомерными, так как они пользовались роумингом без дополнительных условий и полагали, что предоставление услуги прекратится сразу после исчерпания средств на счету.
Например, компания Penny Lane Realty в августе 2010 года сообщила, что «Билайн» выставил ее сотруднице счет на 522 000 рублей за то, что ее сын, будучи в Египте, просидел четыре часа в интернете и скачивал контент на iPhone.
В ходе разбирательств по озвученным фактам ФАС установила, что система расчетов с абонентам при предоставлении услуг в роуминге не обязательно должна совпадать с системой расчетов в домашнем регионе. Дело в том, что в зависимости от технологических особенностей обмен данными между операторами может происходить как в режиме реального времени («онлайн-тарификация»), так и раз в сутки или раз в несколько сутки («оффлайн-тарификация»). При этом не везде российские операторы могут обеспечить работу в режиме «онлайн-тарификации», поскольку для этого необходима поддержка данного формата со стороны зарубежных роуминговых партнеров.
В итоге антимонопольное ведомство не стало наказывать операторов, но обязало до 31 марта 2011 года ввести для всех абонентов бесплатный сервис SMS-информирования о том, что они находятся в зоне роуминга и могут уйти в минус, а также включить аналогичный пункт в договоры и дополнительные соглашения на услуги связи.
Например, типовое SMS будет выглядеть так:
Внимание! Вы находитесь в зоне роуминга. Списание денежных средств с Вашего лицевого счета может осуществляться со значительной задержкой, и услуги связи могут быть предоставлены в кредит.
В ФАС считают, что информирование клиентов поможет избежать таких ситуаций, когда на телефонном счету абонента накапливается долг в десятки, а то и сотни тысяч рублей.
По информации газеты «Ведомости», в отношении операторов, которые не будут уведомлять своих абонентов об особых условиях списания денег в роуминге, будет грозить штраф - 500 тысяч рублей. Повторное нарушение будет грозить операторам оборотным штрафом (процентом от годового оборота компании).
Представители всех трех компаний обещают своевременно начать информировать абонентов об условиях роуминга. Более того, в «Билайне» подчеркивает, что введение SMS-уведомлений - результат совместной работы операторов и ФАС «по повышению доступности услуг роуминга для абонентов». А МТС, по словам ее пресс-секретаря Ирины Осадчей, еще с июля 2010 года уведомляет абонентов, выезжающих за рубеж, о том, что они попадают в роуминговую зону, где используется повышенный тариф. О том, что абонент может уйти в минус, компания также будет сообщать, обещает она.
В МегаФоне заявили, что техническая готовность к выполнению требования ФАС появится в течение нескольких месяцев. Кроме того, операторы сами стараются переходить от «оффлайн-тарификации» к «онлайн».
Переход на «онлайн-тарификацию» голосовых услуг в тех сетях, где это возможно, начался достаточно давно. Сейчас «Билайн» сделал «онлайн-тарификацию» в роуминге и GPRS-услуги для абонентов предоплатной системы расчетов и прорабатывает возможность введения аналогичной возможности для пользователей постоплатной (кредитной) системы. В МТС тестируют «онлайн-тарификацию» GPRS-роуминга на Украине.