Мобильный телефон перестает быть исключительно средством связи, постепенно превращаясь в полноценный платежный инструмент. Эх, если бы не мошенники и не операторские услуги, подключаемые без ведома абонентов, то мобильной коммерции цены бы не было, сетуют многие эксперты. Что еще мешает развитию электронных и мобильных платежей, и почему «электронные деньги» выгоднее бумажных, выяснял корреспондент проекта «Будь мобильным».
Рынок онлайн-торговли сейчас на подъеме. Он и не думает «притормаживать», несмотря на откровенные проблемы в некоторых отраслях экономики. Все более востребованной становится услуга доступа к банковскому счету через интернет и с мобильных телефонов. По данным Центрального Банка России, в течение последних лет стабильно растет количество счетов физических лиц в российских банках с доступом через интернет и посредством мобильного телефона. Так за прошедший год (4 квартал 2011 года к 4 кварталу 2010 года) оно увеличилось в 1,8 раза – до $15,01 млрд. с $8,28 млрд., и в 2,1 раза – до $14,54 млрд. с $6,81 млрд., соответственно.
Продолжает стремительное развитие и рынок мобильных платежей в России в целом и на Урале в частности. Рост объема рынка мобильных платежей является не только российской, но и международной тенденцией. Агентство Informa Telecoms&Media прогнозирует рост доходов операторов от мобильных платежей в мире, в среднем, на 86% в год, которые в 2013 году достигнут $5,4 млрд. Наиболее быстрыми темпами, по оценке Informa Telecoms&Media, будут расти сегменты денежных переводов (на 157% в год, в среднем, до 2013 года) и удаленных платежей (на 72% в год, в среднем, до 2013 года).
В России собственные системы мобильных платежей имеют операторы большой тройки: «Билайн» - «Мобильный платеж» и платежная система RURU, МегаФон - «Мобильные платежи», МТС - «Легкий платеж». Совсем недавно к ним присоединился оператор Tele2 с услугой «Tele2 кошелек».
Опыт развития проектов мобильной коммерции показывает высокий интерес потребителей к сервисам оплаты услуг с мобильного телефона. Так, только за второе полугодие 2011 года количество пользователей специализированного сервиса «Легкий платеж» от МТС в России выросло в два раза и значительно превысило прогнозы. На Урале был отмечен четырехкратный рост за тот же период.
- На сегодняшний день в рамках платформы мобильной коммерции техническими партнерами МТС при реализации услуги выступили ОАО «Банк Москвы» (банк-эквайер), ЗАО «КИВИ Банк», компания Intervale (поставщик решения), а также ряд других банков. Количество поставщиков услуг, интегрированных в платформу мобильной коммерции МТС, составляет более 6 тысяч, - рассказывает Дарья Вольхина, пресс-секретарь МТС-Урал.
Сама же платформа работает следующим образом: партнеры МТС регистрируются на ней вместе с поставщиками услуг, и при запросе платформа сопоставляет данные и определяет сумму комиссии в соответствие с договорами между МТС, партнерами и поставщиками услуг. МТС последовательно развивает направление мобильной коммерции, рассматривая созданную интеллектуальную техническую платформу обеспечения мобильных платежей в качестве шлюза между своей биллинговой системой и поставщиками услуг.
Платформа мобильных платежей МегаФона работает по схожему алгоритму. Система позволяет оплачивать покупки мобильного контента, расплачиваться в интернет-магазинах, делать денежные переводы, оплачивать кредиты, коммунальные платежи, регулярные платежи за разные услуги, пополнять электронные кошельки. На сегодняшний день - это наиболее востребованные сегменты рынка мобильной коммерции.
Платформа платежного агрегатора RURU, с которым работает «Билайн», также позволяет осуществлять платежи из различных источников, преимущественно с лицевых счетов абонентов Билайн, в пользу широкого спектра провайдеров услуг. По словам Светланы Рычковой, специалиста по связям с общественностью уральского филиала компании «Вымпелком» (бренд «Билайн»), «вхождение на рынок интернет торговли планируется, но не обязательно произойдет в ближайшее время, поскольку требует от агрегатора не только наличие системы оплаты, но и дополнительной системы осуществления коррекции и возврата платежей, в случае полного или частичного отказа от заказа».
- Все больше людей во всем мире выбирают мобильный телефон в качестве платежного средства. По данным исследований, к 2014 году объем рынка мобильной коммерции увеличится в 2 раза. Мы будем развивать это востребованное направление и предлагать нашим абонентам удобные и простые услуги в области мобильной коммерции, - прогнозирует Роман Володин, директор по продуктам Tele2 Россия. - Сервис «Tele2 кошелек» разработан и предоставляется в партнерстве с компанией «МОБИ.Деньги» и банком «Таврический».
Средняя сумма платежа с помощью сервисов мобильных платежей у разных операторов отличается. У пользователей МТС на Урале этот показатель составляет порядка 450 рублей. При оплате кредита сумма составляет в среднем 4,5 тысячи рублей. Средний размер платежа с мобильного телефона у абонентов МегаФона около 200 рублей. Аналогичные цифры приводят в «Билайне».
Между тем, развитию мобильной коммерции мешают несколько проблем, связанных со всевозможными мошенничествами и кражи данных владельца мобильного телефона.
Мобильные платежи по уровню безопасности можно сравнить с любыми другими платежами с использованием банковских карт. Например, одним из рисков мошенничества может быть подмена получателя в случае совершения мобильного платежа с банковской карты. Как заявляют операторы, при проведении платежа банк-партнер проверяет адресата и назначение платежа. Кроме того, сервис высылает абоненту SMS-сообщение с указанием суммы и запросом, хочет ли он осуществить платеж. Абоненту всегда необходимо подтверждать свое согласие ответным SMS.
Доступ к платежным приложениям, загружаемым на мобильный телефон и предназначенным для платежей как с лицевого счета, так и с банковской карты, защищен специальным кодом, который знает только пользователь услуги, поскольку сам его устанавливает. Это позволяет предотвратить доступ посторонних лиц к платежному приложению.
Помимо этого безопасность платежей также обеспечивается шифрованием данных при передаче между системами оплаты и компьютером пользователя, данные банковской карты плательщика недоступны получателю платежа, используются только в момент авторизации карты и не хранятся в базах данных провайдеров.
Несмотря на российские особенности, люди готовы пользоваться «виртуальными» деньгами. Особенно, если оплата через Интернет-банк или мобильный телефон будет дешевле классических способов. Это может быть меньшая комиссия или ее отсутствие в сравнении с наличными платежами, а также возврат средств на счет банковской карты клиента, например, 0,5-1% от суммы. Этими инструментами начинают пользоваться банки и сотовые операторы.