Доход Google в России по итогам 2020 года составил 144,4 млрд рублей. Такие данные предоставила Федеральная налоговая служба (ФНС) в рамках судебного разбирательства, по которому Роскомнадзор выступал с требованием об оборотном штрафе из-за неисполнения российского законодательства за повторное неудаление запрещенной информации. Руководствуясь этими данными, 24 декабря 2021 года Таганский суд назначил Google оборотный штраф в размере 7,2 млрд рублей.
Ранее Google никогда не разрывала параметры свой финансовой деятельности в России. Однако судебное разбирательство с Роскомнадзором потребовало раскрытие этих данных. По данным ФНС за 2020 год, выручка различных юридических лиц, ведущих свою деятельности от имени Google, составила 49,2 млрд рублей, 95,2 млрд рублей, 40,6 млн рублей и 398,6 тыс. рублей, что в сумме составляет 144,4 млрд рублей.
В итоге размер наложенного на американскую компанию штрафа составил 7,2 млрд рублей, что является 1/20 частью совокупного дохода Google и его аффилированных лиц за один календарный год, предшествующий году, в котором было совершено правонарушение.
В российской практике это первый оборотный штраф, наложенный на ИТ-компанию. В Роскомнадзоре отмечают, Google игнорировала многочисленные требования регулятора в отношении материалов, разжигающих религиозную рознь и оскорбляющих чувства верующих, с недостоверной общественно значимой информацией, а также пропагандирующих взгляды и идеологию экстремистских и террористических организаций и пр.
По итогам 2021 года в отношении Google в России было рассмотрено 16 административных протоколов за неудаление противоправной информации в установленный срок. По данным за октябрь 2021 год, сервис не удалил порядка 2,6 тыс. материалов. За это его привлекли к административной ответственности на 37,5 млн рублей. В середине октября 2021 года Google сообщила, что оплатила в России все штрафы, решения по которым вступили в силу.
Стоит отметить, что выручка глобальной компании Alphabet, в которую входит Google, по итогам 2020 года составила $182,5 млрд, увеличившись почти на 13% по сравнению с 2019 годом. Основную часть выручки - $168,6 млрд – компании принесли сервисы и продукты Google — браузер Chrome, видеохостинг YouTube, почта Gmai, ОС Android и др. На рекламу в поисковике и видеохостинге пришлось $146,9 млрд, из них $19,7 млрд выручил YouTube. Ещё $13 млрд принесли сервисы облачного хранения Google Cloud.