По данным глобального опроса «Лаборатории Касперского», более половины топ-менеджеров (62%) признают, что недопонимание с ИТ- или ИБ-отделом привело как минимум к одному инциденту в их организациях. Также две трети респондентов (67%) подтвердили, что проблемы с коммуникацией серьёзно задерживали реализацию проектов в области кибербезопасности. Около трети заявили, что сталкивались с такими трудностями не раз.
Среди других негативных последствий дискоммуникации ― потраченный впустую бюджет, потеря ценного сотрудника и ухудшение отношений между командами. В подобных ситуациях оказывались более половины (61%) респондентов. В целом с недопониманием по вопросам кибербезопасности сталкивались 98% респондентов, не связанных с ИТ.
Сложности в коммуникации не только ухудшают бизнес-показатели. Они также влияют на эмоциональное состояние сотрудников (34%) и заставляют руководителей сомневаться в компетентности специалистов по кибербезопасности (33%). Кроме того, 28% топ-менеджеров признают, что из-за недопонимания они теряют уверенность в защищённости бизнеса, а 26% ― что такая ситуация заставляет их нервничать, и это сказывается на эффективности их работы.
Чёткая коммуникация между руководителями компании и специалистами, ответственными за кибербезопасность, ― необходимое условие защищённости бизнеса. Задача состоит в том, чтобы поставить себя на место других, предвидеть и предотвратить серьёзное недопонимание. Это означает, что, с одной стороны, CISO должен уметь общаться на языке бизнеса, чтобы лучше объяснять существующие риски и необходимость мер безопасности. С другой стороны, топ-менеджеры должны понимать, что информационная безопасность в двадцать первом веке — неотъемлемая часть бизнеса, а формирование бюджета на ИБ — инвестиции в защиту активов компании, отмечают специалисты.
В России прошлый год особенно ярко показал, что руководителям и ответственным за информационную безопасность важно учиться говорить на одном языке. Этому способствовали как изменения требований регуляторов, так и большое количество атак, которые продемонстрировали: киберинциденты могут негативно сказаться на бесперебойности бизнеса и репутации компании. В результате сегодня во многих организациях на уровне совета директоров уже существуют комитеты по рискам, в их повестке вопросы информационной безопасности рассматриваются на регулярной основе. Важно, чтобы эта практика стала общепринятой.
Эксперты по информационной безопасности рекомендуют в разговоре об информационной безопасности обязательно обсудить такие пункты: риски, их вероятность и потенциальные последствия, методы предотвращения, сроки и инвестиции, если они потребуются. Опыт также показывает, что изначально выстроенная экосистема безопасности, включающая как защитные решения, системы мониторинга, так и постоянное обучение сотрудников разных уровней, способствуют тому, что встречи CEO и CISO будут посвящены не инцидентам, а максимальной эффективности операционной деятельности».
Чтобы сделать взаимодействие между специалистами по кибербезопасности и руководителями, а также другими командами более прозрачным, стоит руководствоваться следующим принципами:
- вкладываться в обучение сотрудников: специалистам по кибербезопасности предлагать учебные курсы по тому, как устроены различные бизнес-процессы, а руководителям не из ИТ ― тренинги по расширению знаний в области кибербезопасности;
- следить, чтобы менеджеры разных направлений не замыкались в собственном профессиональном информационном пузыре, были в курсе как бизнес-, так и ИБ-повестки. Это ещё один ключ к успешному общению и взаимопониманию внутри компании;
- во время обоснования бюджета на кибербезопасность ИТ-специалистам необходимо представлять руководителям бизнеса весомые и понятные аргументы. Чтобы объяснить вероятность рисков и необходимые защитные меры, используйте информацию об угрозах и методах защиты, актуальных для вашей конкретной отрасли и размера компании. Такие ресурсы, как IT Security Calculator и отчёты, основанные на наблюдениях экспертов, могут облегчить эту задачу.