Российский рынок ноутбуков переживает большие перемены. На смену многолетним лидерам, таким как HP, Acer и Apple, приходят не очень известные китайские и российские поставщики. При этом сами продажи не падают, а растут примерно на 5% год к году. Такие данные приводят крупнейшие торговые сети и реселлеры.
С января по сентябрь 2023 года в российской рознице было продано 2,2 млн ноутбуков на общую сумму 131,9 млрд рублей, говорится в свежем аналитическом отчёте холдинга Fplus. Схожую оценку за три квартала текущего года дают в группе «М.Видео-Эльдорадо» - 2,4 млн портативных компьютеров, отмечая рост штучных продаж примерно на 5% год к году.
Одновременно с этим аналитики отмечают, что за 9 месяцев 2022 года в России было продано 2,1 млн лэптопов (примерно на 5% меньше, чем в 2023 году) на сумму 132,8 млрд рублей (примерно на 0,7% больше, чем в 2023 году). Участники рынка также заявляют о снижении среднего чека покупок примерно на 5,2% год к году. Так, если средняя цена проданного в 2022 году ноутбука составляла примерно 63 238 рублей, то в 2023 году она снизилась до 59 954 рублей.
Многие потребители сосредоточились на покупке более доступных моделей. Также на спросе сказался отказ от поставок в Россию продуктов транснациональных брендов, а они, как правило, стояли значительно дороже «китайцев» и отечественных компьютеров.
По данным Fplus, по итогам января-сентября 2023 года лидером по числу проданных в России ноутбуков стала тайваньская MSI - 404,8 тыс. лэптопов (доля рынка 18,4%). На втором месте китайская Huawei - 314,6 тыс. (доля рынка 14,3%). Третью позицию заняла ASUS - 288,2 тыс. (доля 13,1%). В пятёрку также вошли Lenovo - 169,4 тыс. (7,7%) и Acer - 138,6 тыс. (6,3%).
Если оценить выручку поставщиков от продажи ноутбуков в России за 9 месяцев текущего года, то лидером здесь также является MSI - 18,5 млрд рублей (21,2% от всего объёма). Huawei заняла второе место - 18 млрд рублей или 18,5% от общей доли продаж ноутбуков. На третьем месте ASUS - 18 млрд рублей (доля 18,1%). Американская Apple заняла четвертую строчку 16,5 млрд рублей (12,5%). Пятёрку замыкает Lenovo - 8,6 млрд рублей (6,5%).
По статистике «М.Видео-Эльдорадо», в 2023 году доля китайских брендов в штучных продажах в России превысила 40%. Лидером по штучным продажам стал бренд MSI, что соответствует приведенной статистике Fplus.
В diHouse считают лидером российского рынка ноутбуков компанию ASUS, отмечая, что она увеличила свою долю на рынке с начала 2023 года в два раза. А один из прошлых лидеров НР, наоборот, стремительно теряет долю. По данным компании, некоторые новые бренды, в частности, Maibenben, показывают взрывной рост продаж. В четвёртом квартале текущего года эта торговая марка претендует на попадание в топ-5 крупнейших поставщиков лэптопов. Положительная динамика также есть у HONOR, Infinix, Thunderbot. А вот продажи HP, DELL, Acer могут упасть практически до нуля.
Значительный рост спроса торговые сети фиксируют и на ноутбуки российских поставщиков, таких как Digma, Irbis, F+. По некоторым торговым маркам наблюдается увеличение продаж на 20%.