На уральском рынке широкополосного доступа после некоторого затишья состоялась очередная покупка регионального провайдера федеральной структурой. На сей раз «жертвой» стал крупнейший интернет-провайдер Кургана «Инфоцентр». Его за 435 миллионов рублей купил оператор МТС. Участники рынка считают сделку выгодной для покупающей стороны, поскольку реальная стоимость активов «Инфоцентра» в два выше озвученной цены.
На этой неделе компания МТС сообщила о том, что приобрела у частных инвесторов 100% акционерного капитала в пяти компаниях, предоставляющих услуги под брендом «Инфоцентр» в городе Кургане. Приобретение крупного оператора фиксированных услуг связи Кургана позволит МТС оказывать услуги ШПД и кабельного телевидения во всех регионах Уральского федерального округа.
Закрытию сделки предшествовал длительный период переговоров, когда и решалась цена вопроса. В числе потенциальных покупателей помимо МТС значился еще и «Вымпелком» («Билайн»), но оператору так и не удалось договориться с вадельцами «Инфоцентра».
Сумма сделки между МТС и «Инфоцентром» составила 435 млн. рублей или $16 млн. Это соответствует шести прогнозным показателям прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений (EBITDA) за 2011 год. По такой схеме рассчитывалась стоимость курганского инетрнет-провайдера.
- На мой взгляд, коллеги продались дешево. По моим расчетам, они должны стоить в два раза дороже, - считает председатель совета директоров компании «Интерсвязь» Леонид Вахрамеев. - Эта сделка дала нам сигнал о том, что пора начинать предоставление услуг компании «Интерсвязь» в городе Кургане, так мы умеем успешно конкурировать и побеждать федеральных операторов связи.
По словам Леонида Вахрамеева, на рынке ШПД в связи с последними событиями, скорее всего, произойдет следующая ситуация: в Кургане кроме компании «Интерсвязь» появятся и другие интернет-провайдеры, так как ослабились позиции крупного местного оператора.
По факту «дочке» МТС - «КОМСТАР – Регионы» отошли пять юридических лиц, в том числе «Инфоцентр – 1», «Инфоцентр - 2» и «Инфоцентр – 3», которые и составляют основу группы «Инфоцентр». На них оформлены лицензии на оказания услуг связи, эксплуатации линий связи и передачи данных. Охват волоконно-оптической сети оператора превышает 90% домохозяйств города. Участники рынка характеризуют инфраструктуру как «современную и разветвленную, покрывающую весь город». В настоящее время абонентская база «Инфоцентра» составляет по разным данным от 34 тыс. до 45 тыс. абонентов.
Общее управление купленными активами будет осуществлять филиал МТС в Курганской области. На базе приобретенного актива МТС собирается предлагать интегрированные услуги мобильной и фиксированной связи, доступа в интернет и кабельного телевидения как в Курганской области, так и по всему Уралу.
Нынешняя сделка полностью вписывается в концепцию развития МТС, по которой оператор должен стать универсальным игроком на рынке сотовой связи, ШПД, кабельного ТВ и фиксированной телефонии в максимальном количестве регионов России. Благодаря покупке компании «Комстар», а также группы «Мультирегион», МТС вышел на рынки большей части регионов России. Тем не менее, этого было недостаточно. Оператор продолжил искать пути выхода в оставшиеся регионы России. В Курганской области выбор пал на «Инфоцентр».
- Приобретение «Инфоцентр» позволит МТС выйти на рынок фиксированной связи Кургана и укрепить позиции на Урале в целом. На Урале широкополосный доступ в Интернет и кабельное телевидение МТС доступны абонентам в Свердловской области, Пермском крае, Челябинске, Магнитогорске и Миассе, на рынке КТВ в Екатеринбурге, Тюмени, ХМАО и ЯНАО МТС занимает лидирующие позиции. За год на Урале количество абонентов ШПД Группы МТС выросло более чем на 40%. Приобретение ведущего альтернативного оператора в Кургане соответствует стратегии МТС по созданию федерального интегрированного оператора, - отмечает пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко.
В ближайшее время абоненты «Инфотцентра» начнут обслуживаться в круглосуточном контактном центре МТС. А в скором времени они смогут получать комплексное обслуживание (подключиться, решить ключевые вопросы) в салонах МТС (7 салонов в Кургане). Кроме того, клиентам в Кургане станут доступны конвергентные продукты и перекрестные скидки, основанные на объединении мобильного Интернета, платного ТВ, контента от ведущих поставщиков.
Группа «Инфоцентр» была образована в 1996 году. Компания оказывает услуги стационарной телефонной связи, доступа в интернет по технологии Ethernet, а также аналогового и цифрового кабельного телевидения. Клиентами компании являются как физические, так и юридические лица. Последним «Инфоцентр» предлагает также услуги по защите информации и сдаче отчетности через интернет. Владельцем «Инфоцентра» является Алексей Куликов, он занимает пост генерального директора.
Стоит отметить, что «Инфоцентр» является лидером на рынке ШПД в Кургане для физических лиц. Его доля составляет 57% на рынке Кургана и 30% в Курганской области. Серьезную конкуренцию «Инфоцентр» составляет филиал «Ростелекома» (бывший «Уралсвязьинформ»). Еще из крупных игроков в Кургане также присутствуют «Национальные кабельные сети» (оказывают услуги кабельного телевидения и доступа в интернет под торговыми марками «Твое ТВ» и «Твой интернет»), которые в начале 2011 года также были приобретены «Ростелекомом».
Приобретение курганского «Инфоцентра» за последние полгода стало уже четвертой сделкой по покупке структурами МТС интернет-провайдеров. Так, в декабре «Комстар – Регионы» купили петербургский «Ланк – Телеком» и «Новосибирскую мультисервисную компанию», суммы сделок без учета долгов составили $17,9 млн и $23,6 млн соответственно. А в апреле за $19,2 млн МТС купила барнаульскую группу компаний Inteleca.
В МТС отвечают, что «интеграция инфраструктуры «Инфоцентра» будет происходить аналогично тем механизмам, которые сейчас реализуются между МТС, «Комстаром» и «Мультинексом». Одним из направлений будет совместное планирование развития сетей в городах, использование магистральных сетей МТС». В компании подчеркивают, что «учитывая высокое технологическое оснащение провайдера, каких-либо проблем» не предвидят. Что касается фиксированного бизнеса, то интеграция с МТС ускорит задачи по выходу в новые города, в частности, во второй по величине город региона - Шадринск.
Кроме того, МТС планирует провести ребрендинг «Инфоцентра» под единый бренд «МТС».
- Как и в других регионах, мы планируем органический ребрендинг. Он будет проходить постепенно и стартует в следующем месяце. С начала мая абоненты будут получать счета за услуги с лого МТС, постепенно произойдет ребрендинг продуктовой линейки, смена «вывесок», появится новая реклама. Формат органического ребрендинга позволит свести затраты к минимуму и сохранить абонентов, - отмечает Валерия Кузьменко. - Что касается продуктов, сейчас мы проводим ревизию тарифов и будем оптимизировать линейку, дополняя продуктами МТС, в том числе конвергентными.