За последние два года рынок услуг мобильного контента переживает бурный рост. Рекламу о скачивании игр или любимой мелодии на телефон можно увидеть по телевизору и радио, в транспорте и на улице. А из мобильников на каждом шагу можно услышать примитивные и не очень мотивы.
Мобильный контент [от английского content – содержимое] - это информационное наполнение сотового телефона: тексты, картинки, игры, видео и аудио-файлы, интерактивные элементы, упорядоченные в соответствии с заранее разработанной структурой. Это услуги, предполагающие получение на свой телефон полезной или развлекательной информации за дополнительную плату. Они включают в себя услуги на базе SMS, WAP-услуги, а также MMS-услуги. К контенту относятся мелодии, логотипы, мобильные развлечения, знакомства, интерактивное голосование, текстовая информация и другое. Услуги предоставляются как сотовыми операторами, так и контент-провайдерами [правообладателями какого-либо контента].
Начиная с 2007 года, операторы наперегонки внедряют неголосовые услуги. Это объясняется насыщением рынка и высокой конкуренцией: компании пытаются увеличить выручку от своей деятельности. И действительно, доходы от голосового трафика в течение последних пяти лет в пересчете на одного абонента только уменьшались, поэтому компаниям необходимо «заставить» тратить абонентов, увеличивая, таким образом, прибыль. Для подобного рода целей услуги мобильного контента оказались весьма кстати.
Коммерческий директор Челябинского регионального отделения «МегаФон-Урал» Владислав Гуцул:
- Абоненты МегаФон могут использовать все преимущества неголосовой связи: доступ к информационно-развлекательным порталам МегаФонPRO, просмотр электронной почты, мгновенная загрузка мобильного контента по WAP-клику, «Мобильное радио» и многое другое.
По словам г-на Гуцула, наибольшей популярностью у абонентов традиционно пользуются: обмен SMS, SMS-знакомства, заказ развлекательного контента [картинок/мелодий], SMS-конкурсы и викторины. Также востребованы сегодня сервисы по, так называемой, кастомизации мобильного телефона. Заказ рингтонов, заставок, логотипов, мелодий, установка индивидуального сигнала ожидания ответа позволяют абоненту проявить свою индивидуальность.
Люди в свою очередь имеют разные позиции в отношении мобильного контента и дополнительных услуг. Кто-то пользуется ими и готов тратить на это значительные средства, а кто-то, напротив, относится скептически.
Светлана Носова, студентка Челябинского государственного педагогического Университета:
- Я не вижу во всяких картинках, играх и мелодиях ничего плохого. Я готова тратить собственные деньги на эти сервисы. Они расслабляют меня. Контент позволяет персонифицировать мобильное устройство. Мы со своими друзьями и знакомыми очень часто качаем разный контент, а потом обмениваемся им.
Никита Дроев, сотрудник консалтингового агентства:
- Честно говоря, не понимаю, зачем платно скачивать всю эту музыку и видео, и остальное. Из интернета можно тысячу таких файлов выхватить, и себе на телефон поставить. Я никогда не пользовался и не буду пользоваться услугами контент-провайдеров.
Современный перечень контент-услуг весьма разнообразен. Он постоянно растет и пополняется новыми сервисами в связи с развитием мобильных технологий. Сейчас среди абонентов челябинских операторов наибольшей популярностью пользуется мультимедийный контент [музыкальный и графический контент, java-игры, приложения], а также сервисы мобильного общения — знакомства, чаты и блоги.
Роман Володин, директор по продукту TELE2-Россия:
- Мы всегда стараемся предоставлять доступ нашим абонентам ко всем новым и популярным сервисам, которые появляются на рынке. К примеру, в апреле TELE2 при сотрудничестве с компанией i-Free запустил интерактивный WAP-портал нового поколения, разработанный в «мафиозной» стилистике, традиционной для рекламной кампании оператора. Уникальный WAP-портал не только предоставляет доступ к каталогу популярного контента с традиционной для абонентов TELE2 скидкой 20%, но и объединяет пользователей в единое сетевое сообщество, в котором можно знакомиться, общаться, вести дневники и фотоальбомы, участвовать в конкурсах и выполнять увлекательные миссии-квесты.
Наиболее активно контент-услугами пользуется молодая аудитория, более всего восприимчивая к новым технологиям. При этом, самым распространенным вариантом потребления услуг является WAP-доступ.
Наибольшей популярностью у посетителей WAP-сайтов пользуются рингтоны и полифония. По данным Mobile VAS Conference доля женщин, периодически скачивающих этот контент, выше [69% всех женщин], чем доля мужчин [56% всех мужчин]. Характерно, что реалтоны [музыка, максимально приближенная по звучанию к реальным звукам, записанная в форматах MP3 или AMR] наиболее популярны среди молодёжи. Двадцать два процента абонентов в возрасте до 25 лет регулярно скачивают такой контент. Эксперты объясняют это популярностью у молодёжи современных моделей телефонов, позволяющих проигрывать MP3 и AMR. Среди людей старше 35 лет реалтонами пользуются всего 11% абонентов.
Дарья Лялина, директор по маркетингу продуктов «Связной–Загрузка»:
- В структуре нашей сети уже более двух лет существует компания - контент и сервис провайдер «Связной–Загрузка». Эта компания предоставляет услуги по продаже контента, развлекательных и полезных сервисов и приложений, интерактивной поддержки маркетинговой активности родительской марки. «Связной–Загрузка» также осуществляет техническую реализацию проекта кастомизации мобильных телефонов в сети.
По информации IKS consulting, структура рынка контент услуг в настоящее время выглядит следующим образом: 40% составляют картинки и мелодии, 15% - медиаинтегрированный контент, 17% - информационно–развлекательные сервисы, 10%- коммюнити и знакомства, 13% - игры и 5% - мобильный маркетинг.
Нынешний год, пожалуй, стал первым, когда на рынке контент-провайдеров начались интеграционные процессы. Мелкие фирмы стали объединяться, для того чтобы выжить и предоставлять качественные услуги. По итогам первого квартала на основании данных операторов «большой тройки» лидерами среди контент-провайдеров являются компании «Мобикон» [марка INFON] и «Нева Лайн».
ТОП 5 контент-провайдеров сотовой связи по итогам 1 квартала 2007 года. Рейтинг включает результаты по голосовому трафику, SMS и WAP, составлен по данным операторов.
Позиция | Вымпелком [Билайн] | МегаФон | МТС |
1 место | ООО «Мобикон» [INFON] | ЗАО «Нева Лайн» | ООО «Информ-Мобил» |
2 место | ООО «Айфри» [i-Free] | ЗАО «Союзтелеком» | ООО «Мобикон» [INFON] |
3 место | ЗАО «Нева Лайн» | ООО «Мобикон» [INFON] | ЗАО «Нева Лайн» |
4 место | ООО «Телемаркет» [«Никита Мобайл»] | «Плэйфон» | «Авант Мобайл» |
5 место | «Плэйфон» | ООО «Телемаркет» [«Никита Мобайл»] | «Шемрок Геймс» |
Рынок мобильного контента продолжает активно формироваться. Контент-провайдеры совместно с операторами сотовой связи каждый день запускают какую-либо новую игрушку или популярную mp3-композицию. Этому, в том числе, способствует появление новых мобильных устройств и технологий, обеспечивающих удобный и дружелюбный для абонента интерфейс доступа.
По прогнозам, в 2008 году с появлением сетей третьего поколения рынок контент-услуг может выйти на новый уровень развития. С увеличением пропускной способности сетей мобильной связи для абонентов будут доступны еще более интересные услуги, такие как мобильное телевидение [без притормаживаний], интерактивные игры и многие другие.