Кнопочные телефоны, выпускаемые под российскими брендами, опередили по объёмам продаж иностранные. По статистике «М.Видео-Эльдорадо», в первом квартале 2022 года на долю российских аппаратов приходилось 40% продаж, в то время как в 2023 году — 60%. Рост популярности российских брендов эксперты связывают с уходом с отечественного рынка некоторых европейских и американских брендов.
На смену кнопочным смартфонам Nokia и Motorola пришли F+, Texet, Digma, BQ и DEXP. Именно на эти бренды пришлась львиная доля продаж недорогих мобильных телефонов в России по итогам первого квартала 2023 года.
Как отмечают ритейлеры, интерес к кнопочным моделям хоть и падает, но пока их продажи по-прежнему высоки. По оценкам «М.Видео-Эльдорадо», в общих продажах мобильных аппаратов кнопочные имеют долю в 15%. Средний чек на кнопочные телефоны в первом квартале 2023 года составлял около 1700 рублей.
Популярность российских брендов во многом связана с уходом с отечественного рынка Nokia — одного из лидеров на мировом рынке кнопочных телефонов. По некоторым данным, если годом ранее компания владела 18–20% российского рынка, то сегодня — лишь около 4%. Освободившуюся нишу как раз и занимают недорогие отечественные решения. DEXP продвигается сетью DNS, F+ — дистрибутором «Марвел», а Fontel активно продаётся компанией «МегаФон». При этом компании, владеющие российскими брендами, не связаны особыми обязательствами с китайскими производителями и продвигают свои модели так и в тех объёмах, в которых им необходимо.
По данным маркетплейса OZON, самыми популярными на площадке кнопочными отечественными телефонами стали BQ, Maxvi и Digma, но Philips и Nokia тоже сохраняют популярность.
По словам главы Telecom Daily Дениса Кускова, спрос на отечественные телефоны вырос и благодаря антироссийским санкциям — на фоне слухов о возможной блокировке смартфонов на Android и iOS пользователям хочется иметь под рукой надёжный вариант, который, вероятно, не получится отключить из-за рубежа, тем более что кнопочный телефон стоит обычно недорого.
По мнению экспертов, важно и то, что для кнопочных телефонов вполне можно использовать устаревшие компоненты шести-семилетней давности, которые легко приобрести и ввезти в Россию. То, что многие китайские вендоры не готовы рисковать, поставляя свои кнопочные модели в Россию, также играет на руку отечественным брендам. На рынке смартфонов ситуация сложилась совсем иная. По некоторым данным, на долю отечественных производителей приходится всего 0,5% рынка и такие модели уступают качеством бюджетным китайским. Более того, в первом квартале 2023 года их продажи упали более чем в два раза.