По данным мартовского опроса жителей России, который был проведён компанией Online Market Intelligence по заказу «Лаборатории Касперского», каждый пятый респондент пробовал разыгрывать телефонных или онлайн-мошенников. При этом мужчины поступали подобным образом чаще женщин: 26,5% против 14,5%. Эксперты по кибербезопасности обращают внимание на то, что такие действия могут подвергнуть человека риску и доставить немало неприятностей.

Каждый пятый россиянин пытался разыгрывать телефонных или онлайн-мошенников.

Почти каждый десятый (8%) респондент ругался со злоумышленниками, 6% — унижали их, а 4% разговаривали с ними о жизни. Ещё 2% пытались уговорить их не заниматься мошенничеством. При этом большинство опрошенных (61%) сразу кладут трубку или перестают отвечать в интернете, как только понимают, что с ними связываются мошенники. Однако стоит отметить, что мужчины поступают так реже, чем женщины (50% и 69% соответственно).

«Если человек пытается подшутить над злоумышленниками или оскорбляет их, то рискует пострадать от ответных действий. Например, в прошлом году номера людей, которые разыгрывали телефонных мошенников, в дальнейшем использовались последними в качестве подменных — во время звонков другим абонентам. В результате позже „шутникам” начинали звонить жертвы реальных злоумышленников с требованиями вернуть деньги», — отмечает Дмитрий Галов, эксперт по кибербезопасности в «Лаборатории Касперского».

«Негодование потенциальных жертв мошенников оправданно, но лучшая стратегия поведения в таком разговоре — просто положить трубку. Назидательные беседы не помогут в борьбе с фродом и вряд ли заденут злоумышленников, ежедневно совершающих тысячи звонков. Обращаем внимание клиентов: какие бы убедительные доводы ни приводил собеседник, не следует сообщать ему банковские реквизиты, пароли от учётных записей, коды из СМС и другие данные для аутентификации. Мы как мобильный оператор напоминаем, что мошенники могут звонить и под видом службы поддержки. Если есть малейшие сомнения, рекомендуем прервать разговор, позвонить на линию обслуживания или написать в чат экспертам», — советует Жанна Бурцева, руководитель службы противодействия телекоммуникационному мошенничеству мобильного оператора Tele2. 

Эксперты также рекомендуют пользователям:

- критически относиться к крайне щедрым или пугающим предложениям в интернете;

- не переходить по ссылкам из подозрительных сообщений, даже если их прислали знакомые;

- использовать специальные решения, которые не дадут перейти по фишинговой ссылке и подскажут, если на номер поступали жалобы на мошенничество.