Казалось бы, некогда подзабытый термин «девальвация» снова входит в нашу жизнь. Курсы доллара и евро в конце декабря - начале января обновили свои исторические максимумы к рублю. Если подобная динамика сохранится и в будущем, евро будет к февралю стоить 50 рублей, а доллар – 40 рублей. О том, как себя чувствуют в такой непростой обстановке телекоммуникационные компании, подорожает ли связь и интернет, выяснил наш корреспондент.

С пресловутым кризисом ликвидности многие телекоммуникационные компании справились малой кровью. Досталось, пожалуй, лишь тем, кто работает исключительно с  корпоративным сегментом. На рознице депрессивные настроения практически никак не сказались. Простые люди не стали меньше разговаривать по телефону или реже выходить в интернет, скачивать меньше данных или отказываться от просмотра кабельного телевидения.

- От связи никто отказываться не будет. Но вот если свободных денег у населения не будет, то люди будут вынуждены сокращать расходы и на связь. Сейчас же происходит вполне обычная работа нашей компании, - делится впечатлениями Дмитрий Быков, начальник управления маркетинга челябинского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ».

Сильнее всего от кредитного кризиса пострадали ритейлеры, а также небольшие и «карманные» интернет-провайдеры. В связи с тем, что продажа цифровой техники, мобильных телефонов и прочих товаров не столь прибыльна [рентабельность в лучшем случае доходит до 5%], многие компании испытывают тяжелые финансовые проблемы. В качестве иллюстрации антикризисных мер стоит вспомнить хотя бы продажу «Вымпелкому» [Билайн™] через дочерние компании 49,9% акций «Евросети» или франчайзинговые договоры между МТС и «Беталинком», а также МегаФоном и сетью магазинов «Симфония». Некоторые игроки вообще проходят процедуру банкротства.

Сильнее всего от кредитного кризиса пострадали ритейлеры, а также небольшие и «карманные» интернет-провайдеры.

Казалось бы, можно выдохнуть. Но не тут-то было. С декабря российское Правительство принимает решение начать «мягкую» девальвацию национальной валюты. Результатом этой «мягкой» процедуры является резкое обесценивание рубля по отношению к доллару и евро. С середины декабря 2008 года по середину января 2009 года евро прибавил 12%, а доллар - 17% [с 15 декабря 2008 года по 15 января 2009 года].

Что это означает для российской экономики и отрасли телекоммуникаций в целом?

Существующая монетарная политика выгодна в первую очередь компаниям-экспортерам, то есть тем, кто торгует за пределами России за валюту [сырьевые компании]. В проигрыше остаются компании-импортеры, то есть те, кто продает товары и услуги, купленные за пределами России. Последний тезис на практике означает рост цен на все товары зарубежного производства: бытовая, компьютерная техника, электроника, мобильные телефоны и т.п.

Падение курса рубля по отношению к доллару и евро достаточно сильно влияет на многих игроков рынка сотовой связи и широкополосного доступа.

В отличие от кредитного кризиса падение курса рубля по отношению к доллару и евро достаточно сильно влияет на многих игроков рынка сотовой связи и широкополосного доступа. Дело в том, что средства для развития инфраструктуры многие федеральные компании занимали в долларах и евро, а выручку получали и продолжают получать  исключительно в рублях.

- Всю выручку, компания получает в рублях, так как оперирует на территории Российской федерации и по ее законам. При этом, часть расчетов с подрядчиками, агентами и поставщиками, мы вынуждены производить в валюте. Например, в случае, если подрядчик находится зарубежом. Соответственно, при росте курса доллара и евро к рублю, это негативно сказывается на маржинальности в целом, - рассказывает маркетинг-директор «TELE2 Россия» Михаил Чернышев.

Дмитрий Быков, начальник управления маркетинга челябинского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ».Кроме того, покупка оборудования и технических решений для мобильной связи и ШПД также происходит в валюте. Все это говорит о том, что даже при сохранении темпов потребления всех услуг, выручка компаний будет на 15-20% меньше [по данным нашего интернет-издания].

- В большей степени девальвация национальной валюты и расширение коридора колебаний рубля к бивалютной корзине скажется на удорожании телекоммуникационного оборудования и материалов, - соглашается Вячеслав Гайфулин, исполняющий обязанности финансового директора компании «ТТК-Урал».

Девальвация рубля обрушит все показатели операторов: EBITDA, OIBDA, ARPU и другие уменьшатся на величину падения курса доллара США к рублю [для компаний, кто ведет свою отчетность по международным правилам].

- Сейчас мы отмечаем небольшое снижение уровня доходов, что можно объяснить как сезонным фактором, так и общим снижением деловой и потребительской активности в стране. Поэтому сейчас наша задача - активно стимулировать продажи и уровень пользования, предлагая более выгодные тарифные предложения с сопутствующими дополнительными услугами, - констатирует Дарья Вольхина, специалист по связям с общественностью уральского макрорегиона МТС.

В непростых условиях повезет больше тем компаниям, у которых долговая нагрузка в валюте невелика, либо она вообще отсутствует, а расходы на инвестиционные проекты минимальны.

- МегаФон уже более трех лет ведет расчеты с абонентами в рублях. Бюджетирование и основные финансовые операции компания также производит в рублях. Бизнес-процессы компании выстроены таким образом, что приобретение оборудования производится централизовано. Преимущество подобных закупок объяснять не нужно, оптовый покупатель всегда получает самые выгодные цены, - подчеркивает Людмила Протасова, начальник отдела по связям с общественностью «МегаФон-Урал». - Компания продолжит вкладывать инвестиции в стратегически важные направления, например, развертывание сетей 3G.

- Действительно, рублевые цены на импортное оборудование из-за девальвации увеличиваются, но компания сделает все необходимое, чтобы сохранить запланированные физические объемы развития самых выгодных сегментов бизнеса – широкополосного доступа в Интернет и мобильной связи. Кризисные явления касаются также и производителей оборудования, поэтому они охотно прибегают к различным мерам стимулирования спроса – от снижения валютных цен до предоставления средне- и долгосрочных рассрочек оплаты оборудования. В общем, договариваться с вендорами стало проще, - считает Валерий Костарев, пресс-секретарь генерального директора ОАО «Уралсвязьинформ».

Тем не менее, макроэкономическую обстановку отслеживают все без исключения игроки рынка. Они предлагают разные «антикризисные» схемы.

В TELE2 в качестве контрмер рассматривают перевод всех контрактных отношений в рублевую плоскость. В МегаФоне выразили большой интерес к этой теме: «Мы будем внимательно следить за событиями  и при необходимости сможем скорректировать свои действия».

Большинство операторов сотовой связи с уверенностью заявляют, что в краткосрочной перспективе повышения тарифов не предвидится.

- Увеличение тарифов маловероятно, так как мы знаем, как оптимизировать наши затраты. Даже если весь рынок вынужден будет идти на увеличение цен на услуги, то компания TELE2 всегда останется игроком с лучшей ценой на услуги мобильной связи, - уверен Михаил Чернышев.

-  Мы не планируем повышения цен на услуги, - отвечает Людмила Протасова. - Более того «МегаФон-Урал» предлагает специальное предложение, призванное сократить расходы на связь.

Дарья Вольхина, специалист по связям с общественностью уральского макрорегиона МТС.В пресс-службе «Скайлинк» и «МОТИВ» отказались от каких-либо комментариев. В «Вымпелкоме» информацию по тарифной политике пока также не решились предоставить, ведь в компании до сих пор не утвержден годовой бюджет на 2009 год.

- В условиях неопределенности на рынке, мы, как и любая компания, уже сейчас пересматриваем затраты и временно вводим ограничения на административно-хозяйственные расходы и другие расходы, не связанные с основной и инвестиционной деятельностью компании. Мы сосредоточимся на ключевых проектах – строительство сетей связи «третьего поколения», инвестиции в контент, в новые продукты и услуги, поскольку мы уверены, что они дадут отдачу, - считает Дарья Вольхина. - В 2008 году реализовали большую инвестиционную программу – существенно расширили охват и увеличили емкость сети, запустили в эксплуатацию сети 3G в Екатеринбурге, Челябинске и Магнитогорске. Это поможет поддерживать высокое качество связи и развивать продукты в нынешнем году.Кроме того, нельзя забывать о том, что кризис – это еще и дополнительные возможности для компаний, позволяющие добиться лучших условий при взаимодействии с партнерами.

Рынок сам диктует новые условия и эти новые условия не сулят конечному абоненту ничего хорошего. Мобильная связь в 2009 году впервые за долгое время подорожает. Так считают эксперты.

- Рост цен на рублевые тарифные планы будет происходить, но он напрямую не зависит от скорости изменения курса доллара, связан с общей макроэкономической ситуацией. В течение 2009 года рост цен на услуги связи составит порядка 15-20 процентов, и он напрямую связан с инфляцией, но никак не с курсом доллара по отношению к рублю, - отмечает ведущий аналитик Mobil Research Group Эльдар Муртазин.

Несмотря на заявления всех операторов, рост цен на услуги связи будет обусловлен желанием покрыть существующие расходы и недопустить серьезного уменьшения выручки и прибыли.

Стоит отметить, что многие компании [преимущественно это местные игроки] рынка интернет-доступа занимают выжидательную позицию. Они будут реагировать на последние тенденции опосредовано, поскольку во многом зависимы от магистральных провайдеров. Таким образом, тарифную политику той же «Интерсвязи», «ЭР-Телекома» и других компаний будет определять цены на услуги естественных монополий. Операторы ШПД будут ориентироваться на ценообразование таких компаний как «Ростелеком», «Транстелеком» и «Уралсвязьинформ».

 Девальвация национальной валюты и все набирающая обороты инфляция не позволят телекоммуникационным компаниям скучать.

В течение всего 2009 года цены на интернет доступ останутся неизменными. Вполне вероятно, что за те же деньги интернет-провайдеры будут предоставлять каналы с большей емкостью, но не более того. Эпоха ценовых войн, которые наблюдались в последние 1,5 года, закончилась.

Девальвация национальной валюты и все набирающая обороты инфляция не позволят телекоммуникационным компаниям скучать. В этой ситуации комфортно могут чувствовать лишь, те, кто ведет все расчеты исключительно в рублях. Кроме того, обстоятельства открывают перед большими компаниями новые возможности для приобретения интересных с точки зрения бизнеса региональных активов. Вот только нужно решить вопрос о выделении денежных средств на покупку.

Если тарифы на доступ в интернет останутся на прежнем уровне, рост тарифов на сотовую связь неизбежен. Вместе с тем игроки телеком рынка по-прежнему остаются одними из самых стабильных во всей российской экономике.