60-е годы прошлого века – период больших событий и перемен в жизни населения планеты. Но, пожалуй, самыми революционными они были для техники и всевозможных инноваций. Наиболее ценные и знаковые изобретения мы собрали в очередном материале нашего цикла «История мобильности».
Карибский кризис, первый полёт человека в космос, первая высадка на Луну. И если связанные с ними даты вписывались в исторические хроники как важнейшие практически моментально, то другие события, осуществлявшиеся в наполненных оборудованием лабораториях, получали заслуженные почести далеко не сразу.
И это неудивительно, ведь любая новая разработка должна иметь потенциал, который необходимо вовремя осознать, понять характер прикладного использования и суметь наладить крупномасштабный выпуск. Другими словами, последовательно, в течение лет решить целый комплекс задач, чаще всего неподвластных одному изобретателю или носителю идеи. Но будучи воплощёнными в реальные устройства и оборудование, эти инновационные технологии изменили мир не меньше, а может быть даже больше, чем известные большинству исторические ориентиры.
Первая игровая консоль
Однозначно присвоить титул первой приставки тому или иному устройству сложно, ведь фактически её прообразом можно назвать любую вычислительную машину, выполнявшую развлекательные функции с присутствием изображения и/или звука. Но максимально близко к сегодняшним Wii и Xbox при максимальной исторической удалённости подошла разработка Ральфа Бэера, начавшего создавать свою систему в 1966 году. В мае 1967 года он реализовал возможность игры вдвоём, а годом позже завершил создание работающего прототипа. Поступив в продажу в 1972 году, приставка к телевизору получила название Magnavox Odyssey (среди пользователей именовалась Brown Box).
Среди её аппаратного обеспечения не было микропроцессора, все операции выполняли несколько десятков транзисторов и других элементов. Игры – волейбол, футбол, пинг-понг – были "записаны" на подобных картриджам картах, которые выполняли роль дополнений к электронной схеме консоли, всего лишь соединяя те или иные её части через электрические контакты. В результате менялось изображение на экране. Контроллером служило далеко не эргономичное устройство с двумя вращающимися регуляторами. Один из них перемещал объект на экране по горизонтальной оси, другой – по вертикальной. Кроме того, можно было приобрести оптическое световое оружие. К 1975 году объём продаж Odyssey составил 350 тыс. единиц, затем вышла Odyssey 100.
Первая компьютерная мышка
Коренным образом изменил подход к взаимодействию человека и компьютера Дуглас Энгельбарт. Знаменательное событие случилось в 1964 году, когда впервые появилось устройство с деревянным корпусом и двумя расположенными перпендикулярно друг другу колёсиками. Соответственно, перемещаться манипулятор мог только по одной оси.
Патент на изобретение был получен в 1967 году. Заголовок документа гласил: "X-Y позиционный индикатор для системы отображения" ("X-Y Position Indicator for a Display System"). Как признавался сам Энгельбарт, он не представляет, почему среди других вариантов закрепилось название "мышка" – оно, по его словам, просто "приклеилось" к устройству, когда впервые было произнесено.
Светоизлучающие диоды
Первые работы над светодиодами датируются 1907 годом и связаны с именем помощника Маркони Генри Джозефа Раунда. Изобретателем LED также считается советский физик Олег Владимирович Лосев, но первый работающий прототип для видимого диапазона спектра был изготовлен в 1962 году. Сотрудничавший с General Electric Ник Голоняк создал LED со слабым красным излучением.
Затем благодаря работам бывшего студента Голоняка Джорджа Крэфорда появились жёлтый и красный с увеличенной яркостью диоды в 1972 году. На изображении – воссоздание эксперимента Раунда, когда был открыт принцип действия светодиода. Излучение возникает при пропускании тока через p-n переход, а цвет зависит от материалов полупроводника.
DRAM
Технически Роберт Деннард не изобретал устройство хранения данных, но он первым модифицировал оперативное запоминающее устройство и получил прототип широко применяемой сегодня DRAM (Dynamic Random Access Memory – энергозависимая память с произвольным доступом). Инженер поставил себе цель достичь большей эффективности работы RAM в меньшем пространстве, поскольку прослеживалась тенденция уменьшения стоимости и габаритов компьютеров с одновременно растущими возможностями.
В 1966 году Деннард разработал DRAM на одном транзисторе. Революционная идея заключалась в хранении двоичных данных в виде положительных или отрицательных зарядов в конденсаторах. В 1968 году был получен патент на изобретение двух конструкций устройств памяти, показанных на изображении.
Лазер
История этого изобретения полна значительных шагов, без которых компьютерная индустрия, медицина, наука и промышленность никогда бы не увидели лазеров (LASER – Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation – усиление света с помощью вынужденного излучения) и были бы совершенно другими. Основополагающее явление вынужденного излучения теоретически описано ещё в работах Поля Дирака в конце 1920-х годов, тогда же появилось первое практическое подтверждение теории.
В 1964 году Нобелевскую премию по физике за вклад в квантовую электронику, благодаря которому стало возможным создание лазера, получили советские учёные Николай Геннадиевич Басов и Александр Михайлович Прохоров. Однако первый действующий оптический квантовый генератор в 1960 году показал Теодор Мейман. Это был импульсный лазер на основе рубина с длиной волны 694 нм. В 1960-годах также появились лазеры, где в качестве активной среды применялись органические красители и углекислый газ. Разработки в области совершенствования этих устройств длятся и сегодня.
UNIX
В 1969 году группа сотрудников из AT&T в Bell Labs создала одну из ставших фундаментом развития компьютерной индустрии операционных систем – UNIX. Кен Томпсон, Денис Ритчи, Брайан Кернингэн, Дуглас МакИлрой и Джо Оссана – имена тех, кто запустил первый код UNIX на PDP-7. Эта ОС положила начало целой группе многозадачных многопользовательских систем, объединяемых термином "UNIX-подобные", к которым относится и Linux.
Изначально название было на один символ длиннее - UNICS (UNIplexed Information and Computing System). Сегодня основанные на заложенных в UNIX принципах ОС, среди которых BSD, OpenSolaris, FreeBSD, Mac OS, используются как в персональных компьютерах, так и в профессиональных вычислительных решениях – серверах, мейнфреймах, встроенных системах.