За четыре последних года количество пользователей интернета в России увеличилось в 5 раз. По последним данным, регулярно выходящих в «сеть» людей насчитывается уже 38%. В США и Европе аналогичный показатель 65-70%. Но темпы роста числа интернет-пользователей в нашей стране одни из самых быстрых в мире.
На днях Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты исследования о распространении интернета в России за период с 2002 года. Граждан нашей страны спрашивали о том, какие технические устройства у них есть дома, выходят ли они в интернет, зачем им нужен доступ к интернету. И если ответы на одни вопросы оказались предсказуемыми, то на другие – неожиданными.
Российский интернет прибавил 500%
Согласно данным опроса ВЦИОМ, проведённого в марте 2010 года, доля людей, использующих доступ в интернет каждый день, выросла за последние 4,5 года почти в 5 раз – с 5% до 23%. Граждан, пользующихся интернетом не реже, чем несколько раз в месяц, суммарно насчитывается 38%. Четыре года назад доля таких респондентов составляла 22%.
Недельная аудитория при этом составляет 11% против 8%, а месячная, напротив, снизилась с 6% до 4%. Постепенно снижается доля тех, кто вообще не использует интернет: с 76% в 2006 году до 60% - в 2010 году. Около процента выходят в сеть эпизодически.
Наибольшее количество интернет-пользователей сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге – по 68%, а также Уральского и Центрального федеральных округов – 48% и 45% соответственно. Более 70% всех выходящих в интернет в нашей стране люди в возрасте 18-24 года, с высоким уровнем образования (57%) и материального обеспечения (51%).
Согласно данным ВЦИОМ, чаще всего в интернет пользователи выходят из дома - 82% опрошенных. На работе в сеть выходят только 13% респондентов. Доля пользующихся интернетом в гостях составляет 3%, в интернет-кафе – всего 1%.
Пользователи интернет: кто они?
Если отвлечься от разбивки пользователей по стажу использования и посмотреть на общий портрет пользователя, то здесь около 51% мужчин и 49% женщин. Несколько лет назад структура аудитории была сильно смещена в сторону мужского населения. Сейчас это смещение выравнивается, и доля женщин с каждым годом приближается к структуре населения России.
Среди пользователей интернета 13% руководителей. Причём доля руководителей несколько уменьшается. Также 28% специалистов и служащих, 20% учащихся, 17% рабочих, 8% домохозяек, 14% - представители других социальных статусов. Доля учащихся сокращается с проникновением интернета в старшие возрастные группы.
Домашний доступ остаётся предпочтительным для всех категорий граждан, однако из числа пожилой аудитории интернета этот показатель больше всего. 96% пользователей интернета старше 60 лет выходят в сеть из дома. Преимущественно на работе интернетом чаще других пользуются 45-59-летние сограждане: 22% против 8-14% в других возрастных группах.
Место пользования интернетом накладывает определённый отпечаток на время выхода в сеть. Среди офисных работников, которые имеют возможность выхода в сеть в рабочее время практически без ограничений, примерно треть бывает в сети с 7 утра до полудня (31%), ещё 41% посещает веб-серфингу обеденное время. 56% пользующихся интернетом преимущественно на работе, выходят в интернет с 15 до 19 часов дня. Ещё четверть посвящают этому время с 19 до 24 часов.
- У нас на работе безлимитный интернет, поэтому во второй половине дня мы можем позволить себе выходить в интернет и слушать музыку, общаться в социальных сетях и сервисах, - рассказывает Евгений, менеджер страховой компании. – На качество нашей работы интернет не влияет. Скорее, наоборот, я беру оттуда необходимую информацию для своей деятельности.
Результаты 2010 года показывают, что подавляющей части опрошенных сеть по-прежнему требуется для работы или учебы - 58% ответов. Несмотря на это, показатель за последние четыре года сократился на четверть с 77% в 2006 году. Второй по популярности ответ – «ведение переписки» продемонстрировал рост с 42% в 2008 году до 51% в нынешнем. Замыкает тройку самых востребованных занятий в сети «расширение кругозора» и «получение новостей» - 49% и 48% соответственно.
Зачем нужен интернет?
Ответы респондентов на вопрос ВЦИОМ, март 2010 года. | |||
Зачем вам жудет интернет? | 2006 | 2008 | 2010 |
Для того, чтобы следить за новостями, событиями в мире и стране | 44 | 39 | 48 |
Для работы и учёбы | 77 | 62 | 58 |
Для пользования электронной почтой, ведение переписки | 44 | 42 | 51 |
Чтобы слушать музыку, смотреть фильмы, читать книги и т.п. | 20 | 28 | 38 |
Чтобы играть | 11 | 14 | 21 |
Для общения с другими пользователями в чатах, на форумах и т.п. | 20 | 29 | 39 |
Для поиска порто и просмотра сайтов эротического содержания | 3 | 6 | 5 |
Для поиска друзей, людей близких по интересам | 9 | 16 | 28 |
Для совершения покупок on-line | - | - | 12 |
Для получения необходимой информации, расширения кругозора | - | - | 49 |
Другое | 1 | 4 | 1 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 2 | 0 |
Растет доля граждан, использующих интернет для общения. В 2006 году таких насчитывалось 20%,а в 2010 году стало примерно вдвое больше – 39%. Похожая динамика и среди тех, кто слушает в сети музыку, смотрит фильмы, читает книги (с 20% до 38%), играет в онлайн-игры (с 11% до 21%).
- Вот уже несколько лет, как я перестала пользоваться кассетами для просмотра видео и прослушивания музыки. Год как я отказалась и от лазерных дисков. Сейчас книги, музыку, фильмы, сериалы качаю исключительно с торрентов или вообще из интернета. Так дешевле и гораздо удобнее. Не нужно носить с собой много громоздких вещей, - объясняет Юлия, студентка пятого курса ЧелГУ.
- Мне кажется, что люди моего возраста вообще не могут обходится без интернета. В интернете и новости можно прочитать, и диплом сделать, и работу найти, купить продать и т.п. Интернет – это наше всё, - рассказывает Ярослав, студент третьего курса УрГУ.
Среди современных пользователей глобальной сети немало и тех, кто все свое время проводить в социальных сетях и сервисах, таких как «В Контакте», «Одноклассники», Twitter и т.п. Единомышленников ищут и находят в сети 28% опрошенных – в 2006 так отвечали лишь 9% респондентов. В 2010 году также появился ответ о совершении покупок через Интернет – 12%, что, безусловно, радует продавцов товаров и услуг в сети. В меньшинстве оказались те, кто ищет в Интернете порно и сайты эротического содержания – всего 5%.
Россия и другие страны
По данным агентства iKS-Consulting аудитория сети Интернет в России в феврале 2010 года достигла 50 млн. человек. Это 54% от всего городского населения нашей страны возрастной категории «12 лет+». Таким образом, каждый 10 европейский пользователь интернета из России. Причем Россия в отличие от западных стран продолжает держать лидерство по темпам прироста пользователей глобальной сети.
По сравнению с показателями численности полугодовой интернет-аудитории за рубежом, представленными компанией Internet World Stats, осенью 2009-го Россия по показателю проникновения интернета заняла девятое место, заметно отставая от стран Европы, Азии и ряда других.
К примеру, по показателю проникновения интернета в мире лидирует Австралия – здесь 80% населения выходят в интерне хотя бы раз в полгода. В Великобритании, Японии, США и Испании этот показатель составляет 72 – 76%. Показатели Франции и Германии – 66-69.
Стоит отметить, что проникновение интернета в разных регионах Урала неравномерное. Но в городах с населением более 1 млн. оно существенно выше общероссийских показателей.
- В 2010 году проникновение интернета в Екатеринбурге и Челябинске достигнет уровня 60% и 65% соответственно, ненамного отстанет Пермь. Рынок войдет в фазу насыщения, а абонентские базы фиксированных провайдеров будут расти гораздо медленнее, чем прежде. Гораздо быстрее будут расти областные города. Дело в том, что там уровень проникновения едва дотягивает до 30%. А это значит, что интернет-провайдерам и операторам связи есть, куда расти, - замечает главный редактор интернет-порталов MobiChel.Ru и MobEkat.Ru Иван Кущ.