В последние дни в интернете активно распространяется информация об отмене безлимитных тарифов на мобильный интернет. При этом сами услуги связи могут подорожать из-за падения рентабельности мобильного бизнеса, отмечают «осведомлённые источники». Команда интернет-проекта «Будь мобильным» решила разобраться в ситуации и обратилась за разъяснениями к российским операторам связи.

Безлимитный мобильный интернет отменят.

С чего всё началось?

В конце января виртуальный оператор Yota объявил об отказе от полностью безлимитного интернет-трафика на своих тарифах для смартфонов. А в начале февраля об аналогичных изменениях заявили и в «МегаФоне», который, к слову, является владельцем Yota.

Масла в огонь подлили аналитики телеком и финансового рынка через средства массовой информации. Они заявили, что тренд на отмену безлимитных тарифов на мобильный интернет в России будет набирать обороты. Эксперты прогнозируют полное исчезновение безлимитов к концу 2017 года.

Что будет с мобильным интернетом?

Интернет-проект «Будь мобильным» обратился за разъяснениями к крупнейшим российским операторам связи. Представители Yota и «МегаФона» подтвердили факт отмены безлимитных тарифов и опций для абонентов, которые пользуются смартфонами. При этом они заверили, что все ранее подключившие безлимиты продолжат обслуживаться без каких-либо ограничений и нововведений.

«Мы сделали линейку продуктов для смартфона проще и понятнее – новые клиенты компании смогут купить пакет минут и трафика по сниженным ценам, а также включить новую опцию «Безлимитных мобильных приложений». Благодаря этой опции клиенты могут не задумываться о том, сколько мегабайт уходит на общение с друзьями или просмотр видео в соцсетях», - говорит генеральный директор Yota Владимир Добрынин.

При этом в компании отмечают, что текущие тарифы Yota на безлимитный интернет для модемов и роутеров остались прежними. Цена здесь зависит от выбранной скорости приёма и передачи данных.

В «МегаФоне» заявили, что с февраля опция «Безлимитного интернета» закрыта для новых подключений из-за низкой востребованности.

«За последний месяц мы видели крайне незначительное количество новых подключений, что в масштабах федерального оператора по сути означает полное отсутствие интереса к ней. Те клиенты, которым была такая опция необходима, уже подключили её. Абсолютному большинству клиентов вполне достаточно тех объёмов трафика, которые включены в пакет. В большинстве случаев большой объём трафика нужен для просмотра ТВ, фильмов и сериалов онлайн. Такие клиенты активно пользуются «МегаФон ТВ», поскольку для обладателей пакетных тарифов этот сервис бесплатный, а трафик не тарифицируется», - детализирует информацию Светлана Емельянова, пресс-секретарь уральского филиала «МегаФона».

Безлимитный интернет закрывается только для новых подключений, подчёркивают в «МегаФоне». У всех абонентов, подключивших опцию до 1 февраля, опция будет действовать на прежних условиях. При этом опции, позволяющие пользоваться мобильным интернетом в поездках по России, действуют на прежних условиях.

В «Билайне»заявили, что к нынешнему моменту безлимиты превратились в маркетинговый инструмент для привлечения внимания к предложениям. «В 2016 году мы делали временную акцию с дата-безлимитом на постоплатных тарифах, из которой вышли 31 января 2017 года как было запланировано, - говорит представитель «ВымпелКома» Инна Рыбина. - Однако по факту реальное потребление на безлимитах у подавляющей части клиентов фактически такое же, как на тарифах с включёнными пакетами дата-трафика. В текущей ситуации они больше сдерживают дальнейшее развитие рынка: потребление даты в общем объёме  растёт, при этом платят одинаково и активные юзеры, и те, кто пользуется датой мало - и это на общем тренде снижения голосового потребления и необходимости операторов инвестировать в инфраструктуру, которая сможет поддерживать растущие объёмы даты. Поэтому, на наш взгляд, в будущем  рынок неизбежно придет к изменению модели ценообразования: от стоимости  минуты - до стоимости единицы данных.  Это даст возможность дифференцировать предложения для клиентов с учетом их меняющегося  профиля потребления».

В МТС уклонились от точного ответа, будут ли они отменять безлимиты на мобильный интернет, отметив: «Мы будем анализировать профиль потребления своих абонентов, чтобы предложить им оптимальные тарифы. Наша ключевая задача — обеспечить всех абонентов комфортными и удобными сервисами. Для того, чтобы её достичь, мы регулярно анализируем профиль потребления наших клиентов. В результате на текущий момент у нас сформирована широкая линейка пакетных тарифов, отвечающих запросам абонентов — включающих большие пакеты интернет-трафика, SMS и минут. И мы видим, что такие предложения находят высокий отклик у наших клиентов, так как они позволяют распланировать свои расходы и понять итоговую стоимость услуг связи».

В пресс-службе оператора Tele2 заявили, что не планируют отказываться от услуг и тарифов безлимитного мобильного интернета и не намереваются уменьшать лимиты по существующим предложениям. «Мы также не планируем отменять тарификацию мобильного интернета в национальном роуминге по ценам домашнего региона», - рассказали в компании.

Пакеты трафика мобильной связи.

Пятый по численности оператор мобильной связи МОТИВ также не собирается отменять безлимитную тарификацию интернет-трафика.

«Менять условия действующих тарифов или закрывать их для новых подключений мы пока не планируем. Зато планируем реализовать несколько новых тарифов. Уверены, они придутся нашим абонентам по вкусу», - отмечает директор по маркетингу и продажам компании МОТИВ Екатерина Хворостова.

Стоит отметить, что безлимитный мобильный интернет-доступ предлагает огромное количество новых возможностей для владельцев мобильных устройств. Так, нередки случаи, когда мобильным безлимитом пользуются владельцы USB-модемов и Wi-Fi роутеров для обеспечения внутренней сети дома или в офисе. Владельцы смартфонов также активно используют свои гаджеты для расшаривания интернета на прочие устройства по Wi-Fi. Правда, при этом операторы сталкиваются с серьёзным ростом объёмов трафика. Существующие сети ощутимо загружаются.

Для решения проблем с загрузкой у операторов есть два пути. Самый простой и дешёвый – ограничить рост трафика или сделать его более дорогим для тех, кто много скачивает и отправляет данных. Более сложный и дорогой – расширение каналов, увеличение количества точек присоединения к глобальной сети, кеширование часто используемых данных сайтов.

Первые безлимитные тарифы на мобильный интернет в России появились у Yota, но этот оператор считался нишевым, у него было не так много абонентов, и он слабо влиял на рынок. В марте 2016 года анлим запустил «Билайн», в мае того же года безлимитный интернет появился у МТС, в июне тренду поддался «МегаФон», а в ноябре – Tele2.