Эксперты по информационной безопасности заявили, что за период с января по июнь 2021 года 70,4% всех входящих звонков с неизвестных номеров в России были нежелательными. К «нежелательным» специалисты относят спам-звонки, рекламу, звонки от мошенников и т.п. Примечательно, что за год количество мошеннических звонков выросло на 17%.
В первом полугодии 2021 года доля спам-звонков в России среди всех входящих с неизвестных номеров составила 70,4%. Об этом свидетельствует статистика мобильного приложения Kaspersky Who Calls, которое отслеживает нежелательные звонки.
Чаще всего звонящие предлагали займы и представлялись коллекторами. Доля рекламных звонков при этом составила 46,3% от всего телефонного спама, а на якобы коллекторов пришлось 27,1%. Также в пятёрку наиболее распространённых вошли звонки категории «Связь и интернет» и предложения принять участие в соцопросах и звонки с подозрением на мошенничество.
Стоит отметить, что доля звонков от мошенников выросла по сравнению с аналогичным периодом 2020 года сразу на 17% и составила 6,2% от всего объёма входящих вызовов с неизвестных номеров.
Чаще всего мошенники звонят россиянам под видом представителей государственных структур, полиции, Следственного комитете, Федеральной службы безопасности, а также банков и финансовых регуляторов (Банка России). Пик такой активности пришёлся на конец марта — начало апреля. В начале лета количество подобных звонков не снизилось. Часть мошеннических колл-центров заняла эту нишу и продолжает работать по таким скриптам.
О том, что ситуация с телефонным спамом и мошенничеством в российских мобильных сетях продолжает оставаться крайне актуальной, также свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ.
По данным аналитиков, почти 90% россиян регулярно сталкиваются со звонками спамеров и мошенников. При этом бороться со спам-звонками путём установки приложений с определителем номера пытается только каждый третий (31%) абонент мобильных сетей. Пользователями таких программ-определителей номеров являются, как правило, молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет.
Со своей стороны, эксперты по кибербезопасности напоминают об основных рекомендациях:
- ни в коем случае не сообщайте третьим лицам, даже если они представляются по телефону сотрудниками банков или госучреждений, конфиденциальную информацию, в том числе одноразовый код из СМС и push-уведомлений;
- не поддавайтесь на убедительный тон звонящих, кладите трубку и перезванивайте по официальному номеру организации, которую якобы представляет собеседник;
- при получении заманчивых предложений, объявлений об акциях и розыгрышах не принимайте решения поспешно или на эмоциях, относитесь к ним внимательно и настороженно;
- используйте надёжное решение для защиты от телефонного спама и мошенничества с определением номера звонящего.