Интернет-проект «Будь мобильным» представил исследование рынка платного телевидения в Свердловской области по итогам третьего квартала 2012 года. Согласно этим данным, платное телевидение есть у 1,2 млн домохозяйств по области, в том числе 500 тыс - в Екатеринбурге. Кабельным телевидением пользуется половина населения региона, 40% смотрят эфирное ТВ, а еще 10% принимают спутниковый сигнал.

Уровень проникновения кабельного ТВ на Урале – один из самых высоких по России и составляет на сегодняшний день порядка 60%. В столице Урала на данный момент насчитывается около 410 тыс. домохозяйств (порядка 70% от общего количества), подключенных к кабельному ТВ. В области таких домохозяйств - 250 тыс.

В последние несколько лет рынок демонстрирует активный рост. Среди всех игроков наиболее значимую долю имеют 7 операторов, уровень конкуренции между которыми достаточно высок.

- Свердловская область относится к региону с одной из самых высоких в стране долей проникновения услуг платного телевидения, преимущественно кабельного. Основные игроки рынка кабельного телевидения Свердловской области – федеральные компании. Региональные сохранили свои позиции только в нескольких городах области, - рассказывает Дарья Вольхина, пресс-секретарь «МТС-Урал».

Платное ТВ Свердловской области по типам.

Из трендов последнего времени хочется отметить постепенный переход операторов на цифровой формат предоставления контента. В настоящее время все игроки рынка в той или иной степени занимаются внедрением «цифры» и её продвижения среди абонентов.

- Сейчас идет активный переход на цифровое вещание. Все основные игроки на рынке уже перешли, либо находятся в финальной стадии перехода. ЖК телевизоры стали доступными и люди начали понимать, что аналоговое телевидение уже не актуально. Таким образом, абонента уже не удивить возможностью подключить цифровое телевидение, поэтому сейчас он ищет оптимальное сочетание цены, качества и контента, - отмечает Светлана Рычкова, PR-менеджер уральского филиала оператора «Билайн».

В итоге количество пользователей цифрового телевидения в Свердловской области значительно выросло. Сейчас их доля оценивается в 8,1% от количества домохозяйств, которые смотрят ТВ. При этом доля эфирного сигнала падает и составляет в настоящее время 38,1%. Кабельное аналоговое ТВ смотрят 43,2%. Спутниковыми системами пользуются 10,6% жителей региона.

Рынок кабельного ТВ Свердловской области

По оценкам нашего проекта, суммарный объем рынка кабельного телевидения Свердловской области (включая Екатеринбург) в 2012 году достигнет 1,45 млрд рублей ($46,78 млн). Совокупный показатель ARPU для операторов по итогам третьего квартала этого года составил 198 рублей  57 копеек. Именно столько тратит среднестатистический пользователь КТВ на Урале в месяц.

Рынок КТВ Свердловской области.

Лидером рынка кабельного ТВ в Свердловской области является МТС. Услугами этого оператора пользуются 260 тыс абонентов (доля рынка 42,7%). Далее следует оператор «Ростелекомом» (с учетом оператора «Твоё ТВ», подконтрольный компании) – 213,7 тыс (доля рынка 35,1%), а также «АКАДО» и «Билайн». Их услугами пользуются 29 тыс (доля 4,8%) и 23 тыс абонентов (доля 3,8%) соответственно.

Абонентские базы операторов КТВ Свердловской области.

Стоит отметить, за последние годы кабельное ТВ существенно продвинулось в областные города, где подавляющая часть населения пользовалась эфирным сигналом.

Рынок кабельного ТВ Екатеринбурга

По оценкам нашего проекта, суммарный объем рынка кабельного телевидения Екатеринбурга в 2012 году достигнет 960 млн рублей ($31 млн).

Рынок кабельного ТВ Екатеринбурга.

Лидером этого рынка также является МТС. Причем позиции компании в уральской столице сильнее, чем в области. Здесь оператор имеет долю 46,6%. На второй позиции расположился «Ростелеком», с учетом оператора «Твоё ТВ» - 34,8%. Далее следуют операторы «АКАДО», «Билайн», «Дом.ru». Их доли колеблются от 6,6% до 3,7%.

Абонентские базы операторов кабельного ТВ Екатеринбурга.

В течение последнего года практически все игроки местного рынка расширяли зону покрытия для приема услуг ТВ, а также улучшали его качество.

МТС

Например, МТС оказывает услуги в семи городах Свердловской области, включая крупнейшие – Екатеринбург, Нижний Тагил и Каменск- Уральский. В Екатеринбурге кабельное телевидение МТС доступно во всех районах города, а зона покрытия составляет более 75%.

Основная технология, по которой построена мультикабельная сеть МТС, – FTTB.

С 15 сентября 2012 года в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском, Первоуральске и Реже оператор запустил услугу цифрового телевидения по технологии DVB-C. По ней осуществляется цифровое вещание в сети МТС по уже имеющемуся у абонента кабелю. Поэтому для подключения новой услуги абоненту  потребуется ресивер или cam-модуль для более современных моделей телевизоров.

- Цифровое телевидение позволяет значительно улучшить качество изображения, а также увеличить количество принимаемых каналов. Базовый пакет, который предлагает МТС, включает 76 популярных российских и мировых каналов. Дополнительно можно подключить любой из пяти тематических пакетов на выбор: «Познавательный», «Музыкальный», «Спортивный», «Фильмовый» и «Детский», - говорит Дарья Вольхина.

Стоимость кабельного ТВ от МТС, что аналогового, что цифрового – 255 рублей в месяц. В этот объем входит 52 стандартных канала для аналогового вещания или 76 телеканалов (52+24) – для цифрового. Действующие абоненты кабельного телевидения МТС могут бесплатно получить «цифру». В этом случае дополнительное оборудование оператор обещает предоставить бесплатно. А вот «новичкам» нужно будет купить приставку или cam-модули по цене 1300 рублей или взять в аренду за 50 рублей дополнительной абонентской платы в месяц.

Ростелеком

Для «Ростелекома» 2012 год стал знаковым. Оператор в начале года купил группу «Национальные кабельные сети», в которую кроме прочего входит крупнейший екатеринбургский Интернет-провайдер «Кабинет», предоставляющий услуги кабельного ТВ под брендом «Твоё ТВ». Таким образом, федеральный оператор молниеносно нарастил свое присутствие на екатеринбургском рынке.

Отдельных слов заслуживает собственный проект IP TV «Ростелекома». В настоящее время на Урале он является наиболее сбалансированным и востребованным у клиентов. Услуга «Интерактивного телевидения» доступна в 65% населенных пунктов Свердловской области.

- «Ростелеком» представляет услуги платного ТВ с использованием  двух основных технологий:  IPTV и кабельного ТВ , - подчеркивают представители компании. – «Ростелеком» выбрал Интерактивное ТВ в качестве ключевого продукта своей линейки услуг на массовом рынке. Абонентская база «Интерактивного телевидения» екатеринбургского филиала составляет 33,7 тыс абонентов. 95% абонентов подключают услугу в комплексе с услугами «Домашний Интернет» и «Домашний телефон».

Что касается стоимости услуг, то цифровой пакет IP TV из 101 канала, включая HD, обойдется в 250 рублей.

АКАДО

Еще одним оператором, представленным на екатеринбургском рынке, является «АКАДО». В компании отмечают, что услуги платного телевидения доступны практически во всех северных районах Екатеринбурга, а также на западе и Юго-Западе в Орджоникидзевском, Железнодорожном, Верх-Исетском, Ленинском (включая Академический) районах. Оператор также предоставляет услуги кабельного телевидения в Тавде.

Количество абонентов кабельного телевидения в Екатеринбурге – 27 тыс. абонентов и 2 тыс в Тавде.

- Наша компания использует технологию DVB-C. Это радиочастотный метод доставки сигнала до абонента, при котором радиосигналы передаются по обычному коаксиальному телевизионному кабелю в диапазоне частот от 40 до 860 мегагерц, - рассказывает Алла Хусаинова, представитель «АКАДО». - В сентябре 2012 года АКАДО начал предлагать современную plug-and-play-технологию подключения услуг ЦТВ – САМ-модуль, который дает возможность доступа абонента к ТВ-услугам  без дополнительных внешних проводов и пультов. Спрос настолько превысил наши прогнозы, что первая партия оборудования была раскуплена абонентами за неделю.

Базовый, он же единственный, пакет из 56 телеканалов обходится абонентам оператора в 180 рублей.

Билайн

«Билайн» вышел на рынок платного ТВ Екатеринбурга чуть менее чем 2 года назад. За это время оператор смог набрать приличную абонентскую базу (23 тыс абонентов) и расширить свою географию. В настоящее время оператор предоставляет услуги цифрового ТВ в Екатеринбурге, Среднеуральске, В. Пышме, Первоуральске, Ревде, Новоуральске, В. Дуброво.

Домашнее цифровое телевидение «Билайн» работает по технологии IPTV на платформе Microsoft Mediaroom. В базовом пакете 90 каналов. Стоимость базового пакета - 230 рублей.

Дом.ru

Компания «ЭР-Телкеком» (бренд «Дом.ru») вышла на рынок телевидения одной из последних и уже привлекла к себе более 15 тыс абонентов.

Услуга кабельного ТВ доступна в Екатеринбурге жителям районов: Елизавет, Совхоз, Октябрьский, Уктус, Чермет, Химмаш, Синие Камни, ВТУЗ, Ботанический, Старая Сортировка, Пионерский, Новая Сортировка, Автовокзал, ЖБИ, Эльмаш, Завокзальный, Железнодорожный, Юго-запад, УНЦ, Уралмаш, Центр, Компрессорный, Краснолесье, Заречный и Кольцово. В планах филиала обеспечить 100% покрытие до конца 2012 года.

- «Дом.ru» в каждом городе своего присутствия строит собственные сети по технологии «оптика до дома», а услуга кабельного телевидения поставляется в каждое домохозяйство по коаксиальному кабелю, - говорит Наталья Суханова, PR-менеджер екатеринбургского филиала компании «ЭР-Телеком».

Абонентская плата за услугу кабельного телевидения составляет 210 рублей, а подключение стоит 10 рублей. Если услуга приобретается абонентом в пакете, в этом случае ее стоимость не превышает 100 рублей в течение промопериода (3 месяца), а по его окончании составляет 150 рублей, подключение бесплатное.

Летом этого года оператор запустил цифровое ТВ. По акции «Дом.ru HD-пакет» (высокоскоростной интернет, «Дом.ru TV» и безлимитный домашний телефон) абонент может пользоваться тремя услугами за 795 рублей на протяжении трех месяцев промопериода. Затем стоимость пакета увеличится до 1055 рублей. При этом абонент должен купить ресивер стоимостью 1500 рублей. Рассрочка не предусмотрена.

Цена кабельного ТВ в Екатеринбурге.

Основные тренды

Рынок платного телевидения будет органически расти, однако взрывного роста ожидать не стоит. Основной акцент операторы делают на росте по финансовым показателям. Главным образом, за внедрения новых телевизионных продуктов, таких как IP TV, и дополнительных сервисов. Это подтверждают планы компаний:

- Мы активно работаем над расширением пакетных предложений за счет качественного и интересного ТВ-контента. Один из приоритетов – развитие HDTV и формирование оптимального пакета HD-каналов. Запуск услуги цифрового телевидения показал большой потенциал роста этого сегмента. Наш зритель уже сегодня осознает преимущества «цифры» по сравнению с аналогом и активно присматривается к телевидению высокой четкости, - рассказывает Алла Хусаинова. - Мы видим, что зрительская аудитория Екатеринбурга демонстрируем высокий уровень вовлеченности и заинтересованности в инновационных продуктах, порой даже выше, чем в столичном регионе.

Схожие планы на будущее называют и в «Ростелекоме».

- Мы планируем дальнейшее развитие функционала и улучшение качества услуги «Интерактивного ТВ», завершение перехода на новую платформу: новый интерфейс, больше возможностей и другие плюсы Интерактивного ТВ. В связи с этим планируется изменение тарифов, появление дополнительных опций, сервисов, увеличение числа каналов. Уже сейчас проводятся различные акции, направленные на увеличение доступности услуги для более широких слоев населения, - отмечают представители компании.

ARPU по операторам Свердловской области.

МТС в своих новых продуктах собирается делать упор на конвергенцию. Кроме того, в ближайших планах компании - увеличение количества цифровых каналов до 160, запуск трансляции каналов высокого разрешения, запуск гибридного телевидения.

- По нашим оценкам, распространение получат конвергентные продукты, объединяющие в единую систему персональных телекоммуникаций телевизор, компьютер и мобильный телефон. Такие решения на базе гибридных технологий МТС планирует предложить своим абонентам в скором времени. Уже сегодня мы отмечаем, что комплексные предложения пользуются наибольшим спросом. Две трети новых абонентов фиксированного интернета выбирают тарифы double play, и начинают пользоваться сразу двумя услугами – и домашним интернетом и ТВ, - констатирует Дарья Вольхина.

Галерея