Интернет-проект Yamobi.Ru продолжает подводить итоги 2017 года. На этот раз мы анализируем достижения в области проводного интернета, цифрового телевидения и фиксированной телефонии. А помогает нам в этом Кирилл Кузнецов, директор филиала «ЭР-Телеком» в Челябинске (ТМ «Дом.ru», «Дом.ru Бизнес»).
Интернет-провайдеры, операторы ШПД и цифрового ТВ провели год в поисках новых драйверов роста. При этом классические телеком компании активно шли в отрасль ИТ и разнообразных онлайн-сервисов. Не стал исключением из правил и провайдер «Дом.ru». Об итогах 2017 года и планах на новый год мы расспросили директора филиала компании в Челябинске Кирилла Кузнецова.
- Кирилл, с чем вы закончили 2017 год? Позитивным или депрессивным он стал для вашей компании?
- В 2017 году мы показывали высокий темп роста выручки – более 20%. Поэтому год был позитивным. Компании удалось упрочить позиции за счет качественной работы персонала, запуска новых предложений и сервисов, M&A.
Мы постоянно улучшаем качество связи, резервируя каналы и узлы сети, используя современное оборудование, модернизируя сеть. В Челябинске запустили второе (дублирующее) магистрально ядро, чтобы увеличить отказоустойчивость сети, а также заменили оборудование на головной станции на более современное, чтобы масштабировать сеть под новые задачи и новые услуги, предвосхищать потребности пользователей. Монтируемая емкость сети в Челябинске увеличилась на 5 000 домохозяйств за счет новых микрорайонов - ЖК «Александровский» и ЖК «Подсолнухи».
Мы улучшили характеристики услуг. Запустили 23 новых канала и увеличили их общее число до 218, сразу 82 из них в HD — это максимум среди федеральных операторов платного ТВ. На рынке ШПД увеличили скорость интернета и начали активно развивать сервисы для геймеров. Запустили линейку игровых бонусов - «Игровой Light», «Игровой Mid» и «Игровой Premium», которые отличаются скоростью интернета и набором сервисов. Подключив любой бонус, клиент получает доступ к пакету ТВ-каналов «Геймер» и подписку на портал Geek-TV. В пакете «Игровой Mid» дополнительно доступно увеличение скорости интернета до 100 Мбит/с, в «Игровой Premium» - до 300 Мбит/с. Совместно с «Тинькофф банк» выпустили банковские карты для геймеров, с которыми можно получать повышенные бонусы и возвращать деньги за покупки игр. В октябре запустили премиум-доступ на общедоступной сети DOM.RU Wi-Fi, который позволяет подключаться к интернету на более высокой скорости и без рекламы. Сервис ориентирован на бизнес-аудиторию, зарубежных гостей и тех, кому интернет необходим для дистанционной работы и обмена большими данными.
В корпоративном сегменте «Дом.ru Бизнес» усилил позиции и, по собственным оценкам, на рынке ШПД занимает первое место в Челябинске. Среди корпоративных клиентов «Дом.ru Бизнес» наибольшей популярностью пользуется облачная телефония - ОАТС. После запуска обновленной версии сервиса в этом году мы отмечаем не только рост общего числа абонентов ОАТС 3.0, но и значительное увеличение доли этой услуги в структуре продуктового портфеля – 60% от общего числа подключений по всем продуктам корпоративной IP-телефонии.
ОАТС 3.0 по достоинству оценили уже более 2000 клиентов, которым доступны десятки ключевых преимуществ: единый многоканальный номер с короткой внутренней нумерацией, голосовое приветствие и меню распределения звонков на сотрудников или по отделам, интеграция с CRM, запись разговоров, обратный звонок из очереди, бесплатные переговоры внутренних абонентов и выгодные звонки по городу, России и миру (экономия до 70%).
В этом году мы запустили новый облачный сервис Wi-Fi PRO, благодаря которому можно настроить сценарии показа рекламы, создавать опросы, информировать об акциях или распродажах. Это хороший инструмент для продвижения услуг и коммуникации с клиентами.
- Назовите три главных тренда телекома в 2017 году.
- Первый – консолидация рынка. Федеральные операторы продолжают усиливать позиции, а доля локальных игроков снижается. Они начинают уступать позиции, поскольку не могу обеспечить достаточный объем инвестиций в строительство и модернизацию сетей, запуск новых продуктов, «гонку интернет-скоростей». Второй - оздоровление конкуренции. Многие компании отказались от стратегии демпинга, ранее характерной для рынка. Следствием стал рост ARPU. Третий - развитие сервисов персонификации и улучшение клиентского опыта. Уверены, что будущее за индивидуальными предложениями: каждому пользователю - свой тариф. Клиент сам выбирает скорость интернета, количество телеканалов и оплачивает только то, чем действительно пользуется.
На b2b рынке ключевым технологическим трендом остается развитие инфраструктуры в фокусе облачных технологий и обработки больших массивов данных. Облачные решения, не требующие больших стартовых расходов и сложного внедрения, дают быстрый результат. Компания платит только за используемые ресурсы и может в любой момент увеличить или сократить их потребление. Нового оборудования почти или вообще не требуется. Как правило, достаточно уже существующих ПК и интернета от надежного провайдера. А внедрение сводится к настройке системы и занимает 1-2 дня. Мы фиксируем отказ бизнес-клиентов от покупки собственного оборудования в пользу облачных решений, многие традиционные IT-сервисы перемещаются на платформы SaaS и PaaS. Изменению рынка способствует и спрос на смежные услуги и различные дополнительные сервисы по модели подписки. Повышенным спросом пользуются инструменты аналитики, позволяющие решать широкий круг задач (например, видеоаналитика, аналитика контент-фильтрации, аналитика телефонных продаж).
Кроме облачных технологий, стоит отметить автоматизацию инструментов маркетинга (внедрение CRM-систем, систем автоматизации контекстной рекламы и BI-систем) и развитие технологий межмашинного взаимодействия (M2M – Machine to Machine).
- Какое событие 2017 года, на ваш взгляд, оказало самое сильное влияние на отрасль связи, интернета, ИТ?
- Таким событием можно назвать утверждение программы развития цифровой экономики России до 2024 года. Согласно ей, например, ШПД в интернет на скорости не менее 100 Мбит/с будут иметь до 97% российских домохозяйств, а все города-миллионники будут покрыты мобильными сетями 5G. Программа уделяет большое внимание поддержке «национальных ИТ-лидеров»: к 2024 году ими должны стать минимум 10 предприятий в сфере высоких технологий. Вопрос подготовки кадров - также один из приоритетов программы: в целевых показателях представлено количество ИТ-специалистов, которых должны выпускать вузы к 2024 году – 120 тысяч специалистов в год.
- Каков ваш прогноз развития отрасли на ближайшие годы?
- Во-первых, на рынке продолжится консолидация рынка и рост ARPU. Во-вторых, операторы начнут больше инвестировать в Big Data. Информация о клиентском поведении становится главным конкурентным преимуществом. Она помогает четко понимать потребности клиентов, формировать релевантные и персонифицированные предложения. В-третьих, продолжат расти скорости на интернет-тарифах. Это потребует модернизации сетей, расширения пропускной способности и повышения стабильности их работы. И, конечно, стоит отметить активное развитие «интернета вещей», внедрение искусственного интеллекта и технологий виртуальной реальности, распространение «умных» инфраструктур - они станут трендами роста рынка в ближайшие годы.
- Каковы планы компании на 2018 год?
- Компания продолжит работать над развитием функционала ТВ-приставок и работой над новыми абонентскими устройствами, увеличением числа HD-каналов и дополнительных тематических пакетов, запуском новых и развитием нелинейных сервисов. Также продолжаем развивать OTT и другие сервисы, которые находятся на периферии 2 услуг – интернета и цифрового ТВ. Мы считаем, что будущее ТВ за функциями управления эфиром, отложенным просмотром и развитием сервисов персонификации: системой рекомендаций, персонифицированным интерфейсом устройств, возможностью выбора и конструирования пакетов каналов «под себя».
Мы продолжим инвестировать в модернизацию сети и расширять ее монтированную емкость. Также планируем развивать услуги интернета вещей – это одно из ключевых направлений стратегии роста, в частности, для предоставления IoT-решений с применением технологии LoRaWAN крупным компаниям и государственным органам. Мы планируем развернуть сеть IoT в 60 городах с населением более 300 тысяч человек. Пилотные проекты будут запущены в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и Ярославле.
Для корпоративных клиентов планируем наращивать пул продуктов, продолжая объединять их в решения «под ключ», расширяя возможности облачных решений и надстраивая новые интеллектуальные функции (облачную телефонию и видеонаблюдение - сервисами аналитики, Wi-Fi - маркетинговыми инструментами).
«Дом.ru Бизнес» планирует дальше развивать полноценные интеграторские решения, благодаря чему корпоративные клиенты могут без капитальных инвестиций использовать самые современные технологии, повышая эффективность бизнеса. Кроме того, в планах - развитие универсального конфигуратора, в котором будет реализована возможность формирования пакета и каждой отдельной услуги. Такой подход позволит клиентам подобрать оптимальные характеристики. Мощная инфраструктура «Дом.ru Бизнес» позволяет реализовывать проекты для разных отраслей и сфер бизнеса – от среднего и малого бизнеса до промышленных гигантов и сетевых компаний.
- Кирилл, у вас есть возможность поздравить читателей нашего интернет-проекта с Новым годом.
- От имени компании «Дом.ru» поздравляю читателей портала «Будь мобильным!» с новым годом! Оставайтесь на связи и будьте в курсе технологических новинок, получая нужную информацию там и тогда, когда вам удобно. Мы работаем для того, чтобы ваша жизнь была максимально комфортной и интересной, а бизнес – успешным!