За минувшую неделю и два первых дня нынешней операторы мобильной связи на Урале зафиксировали 10% рост голосовых звонков и незначительное увеличение интернет-трафика. При этом выход в интернет стали чаще фиксировать в спальных районах городов в середине дня, в то время как в центре населённых пунктов замечено небольшое снижение потребления трафика. Провайдеры домашнего интернета отмечают 20% рост объёмов пользования интернетом. Проект Yamobi.Ru оценил нагрузку на сети и спрогнозировал дальнейшее развитие событий.
На прошлой неделе во всех странах Европейского Союза, а также в Индии, государствах Латинской Америки и юго-восточной Азии крупнейшие онлайн-кинотеатры, стриминговые платформы, а также мессенджеры начали снижать качество воспроизводимого видео, уменьшать длительность пересылаемых по сетям связи роликов и вводить другие ограничения. Основная причина таких решений заключается в чрезмерной нагрузке на сети мобильных и фиксированных операторов связи. Большая часть людей в этих странах уже более двух недель находится на самоизоляции и предпочитает проводить свободное время в онлайне.
Крупнейшие сервисы по замеру скорости интернета отметили 15-кратное увеличение потребления трафика в мире и снижение средних показателей качества в 8 раз. При этом в России подобной картины пока не наблюдается. Все сервисы, включая онлайн-видео, стримы и видеоконференции работают в максимальном качестве и без ограничений.
Как известно, в нашей стране неделя с 30 марта по 5 апреля объявлена выходной и большая часть россиян намерена проводить эти дни дома, а работать по возможности дистанционно. Кроме того, часть регионов ввела нормы жёсткой самоизоляции, при которой жителям без острой необходимости не разрешается выходить из своего дома. В связи с этим эксперты предсказали рост использования онлайн-сервисов, среди которых, онлайн-покупки, доставка продуктов и еды домой, просмотр кино, сериалов и мультфильмов из интернета, онлайн-игры, дистанционное образование, видеоконференции и т.п. Всё они будут оказывать повышенную нагрузку на линии связи.
Команда нашего издания расспросила представителей телеком операторов о том, как изменилась нагрузка на их сети и не придётся ли впоследствии вводить ограничительные меры.
«С середины марта мы отмечаем рост голосового трафика на 7%, что существенно превышает сезонный тренд. Что касается интернет-потребления, его динамика не отличается от сезонной. Но мы наблюдаем значительный рост числа активных интернет-пользователей, что объясняется переходом студентов и школьников на дистанционный формат обучения, а также многих служащих на удаленную работу», - рассказывает коммерческий директор телекоммуникационной группы «Мотив» Андрей Золотарёв.
По его словам, отклонения от среднегодовых значений в потреблении наблюдаются в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Каменске-Уральском и Кургане, что связано с изменением традиционной географии потребления услуг мобильного доступа в интернет.
«Например, сейчас мы не наблюдаем значительного трафика на тех базовых станциях, которые ранее были наиболее нагруженными. И наоборот, базовые станции, нагрузка которых ранее была невысокой, сегодня работают с максимальной отдачей. Кроме того, мы фиксируем перераспределение трафика из сети LTE TDD в сеть LTE FDD, что также связано с перемещением пользователей из центра города, где люди работают, в спальные районы, где люди живут, - говорит Андрей Золоторёв.
Схожую ситуацию отмечают и в Tele2. По оценкам оператора, люди стали реже выходить из своих домов и предпочитают работать удалённо.
«В неделю перед нерабочей трафик в сети Tele2 вырос на 10% выше прогнозных значений. При этом изменилась сама модель потребления трафика, прежде всего в разрезе геопозиционирования. Из центра города часть трафика сместилась в спальные районы, с объявлением текущей недели нерабочей эта тенденция укрепляется, - отмечают в пресс-службе компании. - Сеть Tele2 с точки зрения ёмкости и пропускной способности рассчитана на такое изменение модели трафика. Наша инфраструктура регулярно доказывает свою работоспособность в условиях повышенных нагрузок, например, во время зимних праздников. Мы планируем менять настройки сети в соответствии с этой моделью, чтобы поддержать качество сервисов».
А вот рост количества заказов SIM-карт через интернет-магазин в Tele2 назвали аномальной. На Урале данный показатель увеличился почти в два раза по отношению к прошлому году.
«В Челябинской области число заказов на доставку также стремительно увеличивается и за последнюю неделю выросло на 47% по отношению к аналогичному периоду 2019 года», - рассказывают представители Tele2.
За минувшую неделю оператору стали гораздо чаще поступать запросы от юридических лиц на подключение сервисов, позволяющих реализовать решение по удаленному рабочему месту для сотрудников и защищенному соединению ресурса: выделенный APN и фиксированный IP. Также B2B-клиенты стали чаще интересоваться сервисами оповещения своей действующей базы с помощью услуг «Автообзвон» и «SMS-таргет». Кроме того, из-за перехода предприятий на удаленную работу наблюдается рост спроса на подключение бизнес-тарифов.
Значительное увеличение голосовых звонков на Урале за последнюю неделю зафиксировали и в «Билайне». Абоненты оператора стали на 15% активнее разговаривать по телефону.
«Рост нагрузки на сеть действительно есть. Только за последнюю неделю мы видим, что объём традиционных голосовых звонков резко вырос. Например, в Екатеринбурге доля голосового трафика выросла на 15% по сравнению с обычными днями. Есть рост и в потреблении мобильного интернета, а также в широкополосного интернета. Кроме этого, клиенты стали активнее смотреть телевизионный и видео контент, а также играть в игры. Мы учитываем все эти новые реалии в нашей работе», - заявили в пресс-службе компании «ВымпелКом» (работает под брендом «Билайн»).
В марте «Билайн» на Урале зафиксировал повышение интереса к облачной платформе BeeCLOUD со стороны юридических лиц. Облачные технологии позволяют компаниям передать сервис-провайдеру все задачи по эксплуатации, развитию, масштабированию и стабильной работы инфраструктуры. Таким образом клиенты могут минимизировать ущерб от перехода сотрудников на дистанционную работу.
В «МегаФоне» отметили неизменный уровень объёма мобильного трафика в уральских регионах. А вот потребление широкополосного интернета значительно выросло. Однако этот рост в компании не называют взрывным или сколь угодно критичным для качества сервисов.
«Трафик мобильного интернета в сетях 4G на Урале не претерпел существенных изменений. При этом мы отмечаем рост потребления услуг фиксированного домашнего интернета абонентами ООО «Нэт Бай Нэт Холдинг» (100% дочерняя компания «МегаФон», работает под брендом Wifire). Большинство наших клиентов – частные домохозяйства, поэтому часы наибольшей активности по-прежнему приходятся на интервал с 20 до 22 часов. В это время фактический трафик почти удваивается по сравнению с дневной загрузкой. В текущей ситуации, когда многие вынуждены находиться дома, абоненты нашего домашнего интернета и цифрового ТВ смогут пользоваться услугами даже при нулевом или отрицательном балансе. Скорость доступа также будет увеличена до максимальной – до 100 Мбит/с, а если позволяют технически условия – до 1 Гбит/с», - говорят в пресс-службе «МегаФона».
А вот продажи модемов и роутеров в розничной сети и через интернет-магазин на неделе с 16 по 22 марта выросли у оператора в 2 раза, а на неделе с 23 по 29 марта - в 4,5 раза.
В связи с переходом сотрудников на удаленную работу и внедрением карантина в «МегаФоне» заявили о росте интереса к различным онлайн инструментам. Самый высокий спрос на услуги проведения онлайн-конференций и вебинаров.
«Специально для компаний малого и среднего бизнеса мы открыли бесплатный доступ к этим услугам, что позволит им оставаться на связи с сотрудниками в условии карантина. Большей популярностью стала пользоваться платформа дистанционного образования, на которой представлены онлайн курсы для студентов, молодых специалистов и школьников старших классов по ИТ, менеджменту, маркетингу и финансам. Мы ожидаем кратного роста числа подписчиков», - прогнозируют в «МегаФоне».
Максимальный рост объёмов трафика на своих сетях отмечают операторы фиксированного интернета, платного и интерактивного телевидения. В частности, в «Ростелекоме» количество заявок на подключение к высокоскоростному интернету за последнюю неделю выросло на 22%. Этому способствовал массовый переход на удаленную работу, повышенный спрос на дистанционное образование, интернет-торговлю, цифровые видеосервисы.
При этом увеличение нагрузки на сеть компании за последние три недели составило 10%. Такое повышение объёмов трафика никак не повлияло на функционирование и качество услуг и сервисов компании, заявили в техническом департаменте «Ростелекома». Более того, оператор проводит поэтапный перевод абонентов, пользующихся волоконно-оптическими сетями доступа, на повышенную скорость передачи данных. В компании продолжается работа по реализации мер для повышения надежности и качества предоставления цифровых сервисов.
«Мы осознаем важность человеческого общения, особенно в дни борьбы с коронавирусом и вынужденной изоляции. Нет никаких сомнений, что «Ростелеком» обеспечит бесперебойную работу телекоммуникационной и ИТ-инфраструктуры с тем, чтобы потребители получали качественные цифровые сервисы и телефонию», — сказал президент «Ростелекома» Михаил Осеевский.
Благодаря проводимым мероприятиям, объекты и сети связи «Ростелекома» функционируют в штатном режиме, не возникают перегрузки на сетях связи, а также сохраняются качественные характеристики обслуживания клиентов в полном соответствии с нормативными значениями. В компании пообещали, что их инфраструктура справится с любыми объёмами трафика.
В «ЭР-Телеком Холдинг» (работает под брендом «Дом.ru») также заявили о повышении количества заявок на подключение. За неделю с 23 по 29 марта с сети оператора подключилось на 20% больше абонентов, чем обычно в это время. При этом рост интернет-трафика по сравнению с прошлой неделей 30 и 31 марта составил 20-30%. Максимальный рост по Уралу отмечался в Екатеринбурге – 16,6%.
В основном увеличение трафика возросло за счёт развлекательных сервисов, цифрового телевидения, мессенджеров и социальных сетей.
«Мы связываем рост потребления с переходом части наших клиентов на удаленную работу и соблюдением ими рекомендаций - больше находиться дома. Дополнительно, мы видим рост подключений к нашей сети домашнего интернета и ТВ», - отмечают в пресс-службе «ЭР-Телеком Холдинг».
В «Дом.ru» заявили, что готовы к кратному увеличению нагрузки. Там говорят, что у них есть возможность обеспечить подключение домашнего интернета на максимальных скоростях и в нынешних условиях – до 600 Мбит/с. Этого достаточно и для работы, в том числе передачи видео, и для развлечений. Кроме того, у оператора есть отработанная схема действий в условиях повышенных нагрузок, которую применяли в преддверии Чемпионата мира по футболу и новогодних праздников.
«В нашем центре мониторинга усилена рабочая смена, проведена проверка резервирования магистральных, транспортных сетей и узлов агрегации, профилактические работы, введен усиленный режим работы на центральных головных станциях. Наша ключевая задача - обеспечить пользователей беспрепятственным доступом к интернету и возможностям современных социально-значимых сервисов», - заявили в «ЭР-Телеком Холдинг».
Все опрошенные нами операторы связи заявили, что их технические службы продолжают работать в штатном режиме, на работоспособность сети пандемия коронавируса не повлияет. Подразделения обеспечены средствами защиты и необходимым оборудованием. Эти службы работают по графику дежурств и в случае нештатной ситуации готовы принять все меры для предотвращения аварии.
Представители МТС, ТТК и «Интерсвязи» не предоставили данные по работе своих сетей к моменту выхода публикации.