Атаки через подрядчиков вошли в ТОП-3 по частоте использования злоумышленниками по итогам 2023 года. Этот инструмент активно применяется к компаниям малого и среднего бизнеса. Таковы данные ежегодного отчёта глобальной команды по реагированию на компьютерные инциденты «Лаборатории Касперского». В числе причин, по которым компании чаще всего обращались за помощью по реагированию на инциденты, ― утечки, а также невозможность получить доступ к данным в результате шифрования.
Компрометация через подрядные организации встречалась и раньше, но в 2023 году доля таких инцидентов выросла и составила 7%. Такой вектор позволяет атакующим через одну взломанную организацию получить доступ иногда к десяткам жертв. Для обнаружения подобных инцидентов требуется больше времени, так как для пострадавшей организации действия атакующих часто выглядят очень похожими на легитимные действия сотрудников подрядной организации.
Самым распространённым методом начальной компрометации (42% случаев) в 2023 году оставались уязвимости в публично доступных приложениях — почтовых и веб-серверах, серверах удаленного доступа и т.п. (треть из них были атакованы через уже известные уязвимости). На втором месте (29%) — использование учётных данных пользователей, скомпрометированных в том числе в результате атак методом перебора паролей.
Основной угрозой для организаций любых отраслей остаются шифровальщики. В 2023 году с ними был связан каждый третий инцидент (33%). Чаще всего это были атаки Lockbit (28% случаев от общего количества атак шифровальщиков), BlackCat (13%), Phobos (9%) и Zeppelin (9%).
Половина всех атак с шифровальщиками начиналась с компрометации публично доступных приложений, ещё 40% атак использовали скомпрометированные учётные данные, в остальных 10% случаев атака происходила в результате фишинга либо использования доверительных отношений. Большая часть атак с шифрованием данных заканчивалась в течение суток (43%) или дней (33%), 13% атак длились неделями и 11% ― больше месяца.
В ходе практически всех долгих атак с применением шифровальщиков, которые длились недели и месяцы, данные подвергались не только шифрованию, но и утечкам. Доля компаний, столкнувшихся с утечками данных, выросла и составила 21% от общего числа инцидентов.
Сложность инцидентов, связанных с компрометацией через подрядные организации, в том, что не все компании, через которые были атакованы их клиенты, понимают необходимость провести полномасштабный анализ и идут на сотрудничество. В большинстве случаев риск проникновения через распространённые векторы атак, такие как эксплуатация уязвимостей в публично доступных приложениях, скомпрометированные учётные записи, вредоносные письма, можно снизить с помощью превентивных мер ― своевременного управления обновлениями, использования многофакторной аутентификации, внедрения антифишинговых решений и повышения цифровой грамотности сотрудников.
Чтобы защитить компанию от кибератак эксперты по информационной безопасности рекомендуют:
- внедрять надёжную парольную политику и многофакторную аутентификацию;
- закрывать порты управления от доступа извне;
- устанавливать обновления ПО или использовать дополнительные меры защиты для сервисов на периметре сети;
- повышать уровень осведомлённости сотрудников по вопросам информационной безопасности;
- использовать правила обнаружения легитимных инструментов, применяемых атакующими;
- использовать решения классов EDR и XDR;
- регулярно проводить киберучения с применением распространённых техник и тактик злоумышленников;
- ограничить использование ПО из набора атакующих внутри корпоративной сети;
- выполнять резервное копирование данных;
- оформить подписку на реагирование на инциденты с SLA;
- поддерживать готовность команды реагирования с помощью тренингов и киберучений.