За время блокировок социальных сетей, нарушающих национальное законодательство, их аудитория в России существенным образом сократилась. Максимальные потери понёс Twitter – минус 51%. Количество активных пользователей Facebook снизилось на 33%, а Instagram – на 12%. При этом популярность российских ресурсов выросла. Об этом говорят данные статистики компании Mediascope, опубликованные РБК.
Эксперты зафиксировали миграцию российских пользователей с зарубежных онлайн-площадок на российские и независимые международные. Такие изменения произошли в ответ на блокировку в России некоторых американских социальный сетей. Напомним, ограничение доступа к Twitter началось 1 марта. О блокировке Facebook было объявлено 4 марта, а с 14 марта на территории России начали ограничивать доступ к Instagram.
В рамках исследования Mediascope была проанализирована динамика аудитории (от 12 лет) социальных сетей с 24 февраля по 15 марта. Аналитика учитывала пользователей, которые хотя бы на одну минуту в сутки заходили на сайт той или платформы сети, либо открывали её мобильное приложение на смартфоне или планшете.
Как и можно было предположить, наибольший отток был выявлен у Twitter, Facebook и Instagram, а самый активный приток пользователей показал Telegram.
Лидером по относительному падению аудитории в России стала соцсеть Twitter. Если 24 февраля её в среднем пользовалось 2,61 млн российских пользователей, то к 15 марта аудитория снизилась на 51,2% - до 1,27 млн человек.
На 32,8% просела аудитория Facebook. На 24 февраля она насчитывала 9,63 млн человек, а на 15 марта уменьшилась до 6,5 млн.
Наибольшую посещаемость Instagram аналитики зафиксировали как раз в первый день блокировки, 14 марта, когда платформу посетили 40,9 млн российских пользователей, но уже на следующий день сервис потерял 16% россиян — их стало 34,2 млн. А за период с 24 февраля по 15 марта число активных пользователей сократилось на 12,4%.
Аудитория не очень популярного в России Snapchat снизилась на 7,5% с 1,27 до 1,18 млн человек. Зато TikTok, который ввёл ограничения в отношении россиян, сумел нарастить число посетителей из страны на 0,7% - с 33,17 до 33,43 млн человек.
Больше всех на оттоке пользователей с западных платформ «заработал» мессенджер Telegram. Так, 24 февраля сервисом пользовались 31,2 млн россиян, а 15 марта — более 45,5 млн. Рост на 45,7%. «ВКонтакте» сумела нарастить число посетителей на 8,3%. Суточная аудитория выросла с 46,5 до 50,3 млн человек. Прирост показали и «Одноклассники», чья аудитория выросла на 5,7%, с 19,8 до 20,9 млн человек.
Эксперты отмечают, что для обхода блокировок Twitter, Facebook и Instagram жители России активно используют VPN-сервисы. Их популярность быстрее всего.