/ / Интернет

Региональные операторы сейчас переживают не лучшие времена. По-настоящему стабильно себя могут чувствовать, пожалуй,  только крупные компании. О том, что происходит на рынке широкополосного доступа Челябинска, как будут меняться тарифы на интернет, кабельное телевидение и телефонию мы говорили с Игорем Петрухиным, исполнительным директором компании «ЭР-Телеком» в Челябинске и ее региональным коммерческим директором Еленой Черновой.

В Челябинске компания «ЭР-Телеком» работает под брендами «ДОМ.RU», «ДИВАН-ТВ» и «Горсвязь».

 

- Игорь, как вы себя чувствуете в новой должности?

И.П.: - Мне не в первый раз приходится работать в этом качестве. Я и до этого замещал должность исполнительного директора и не один раз. Это было в Челябинске и в других городах. Ощущения  - не новые. Работы много, но мне это нравится.

- А с чем связана полная смена команды в челябинском филиале «ЭР-Телеком»? Многие специалисты покинули компанию. Способствовал ли этому экономический кризис?

И.П.: - На самом деле нет. «ЭР-Телеком» - это кузница кадров. И не секрет, что те люди, которые работали в нашей компании, востребованы. Да, темпы большие. Да, нагрузка большая, но в тоже время это школа выживания. Это очень хорошая школа бизнеса и управления. Большинство из наших сотрудников продолжают свое развитие в компании и переезжают работать в филиалы в других городах присутствия нашего холдинга. Они мобильны.

Человек готов отказаться от всего, но от хлеба и зрелищ он не откажется никогда.- А как вы оцениваете текущую ситуацию на рынке широкополосного доступа в связи с кризисной ситуацией? В каком состоянии находится этот рынок вообще?

И.П.: - На самом деле экономическая ситуация в стране повлияла на всех. Здесь не только операторы широкополосного доступа. Это и телефония, и кабельное телевидение. Прирост абонентов существенно замедлился. Он ниже, чем нам этого хотелось бы. Но есть положительная динамика.
Человек готов отказаться от всего, но от хлеба и зрелищ он не откажется никогда. Посмотрите на студентов. Они учатся и получают образование посредствам интернет. Сейчас даже пенсионеры стали выходит в интернет. Они общаются, ищут разнообразные рецепты и даже книги. Это отражает специфику рынка.

- Какие компании пострадали и пострадают от кризиса сильнее: региональные, федеральные, работающие только с корпоративными клиентами или с массовым сегментом?

И.П.: - Я не хочу делать прогнозы на будущее, могу только отметить настоящее положение. Конечно же, в актуальной экономической ситуации сильнее страдают местные компании, так как у федеральных компаний есть годами наработанный буфер безопасности. Наш холдинг работает в 17 городах России, и во многих из этих городов мы отмечаем тот факт, что с рынка уходят небольшие региональные игроки, в то время как федеральные компании увеличивают свои Игорь Петрухин, исполнительный директор компании «ЭР-Телеком» в Челябинске.зоны присутствия.  Многие мелкие компании, которые предоставляли доступ в интернет, прекратили свою деятельность или имеют очень тяжелое положение. Особо остро экономические потрясения повлияли именно на них. И здесь не играет роли, с какими клиентами работает компания – с физическими или юридическими лицами. В итоге выживает сильнейший.

- В последнем отчете компании было объявлено о том, что «ЭР-Телеком» приостанавливает строительство своей городской инфраструктуры в целях экономии средств. Ставит ли это крест на планах дальнейшего развития?

И.П.: - Совсем наоборот, хочу заметить, что мы расконсервировали строительство сетей в новых городах. Сейчас мы снова начинаем активно строиться. Если раньше кризис сильно сказывался на строительстве, то сейчас мы постепенно наращиваем инвестиции в развитие новых сетей.

- А почему были сокращены инвестиции в строительство в конце 2008 года и первом квартале 2009 года?

И.П.: - Это время позволило нам сгруппироваться, понять ситуацию, спрогнозировать дальнейших ход событий. Нам было нужно перестроить свое мышление. Важным на тот момент было минимизировать расходы. Сейчас мы здраво оцениваем наши силы и готовы развиваться дальше. Этим мы сейчас и занимаемся.

 

В Челябинске компания «ЭР-Телеком» работает под брендами «ДОМ.RU», «ДИВАН-ТВ» и «Горсвязь».

-  Изучая консолидированные финансовые отчеты «ЭР-Телеком» за 2008 год и первый квартал 2009, обратил внимание на достаточно резкое замедление роста выручки [с 50-60% в начале 2008 года до 15% в начале 2009 года]. В Челябинске наблюдается аналогичная картина? С чем это связано?

И.П.: - Ну, во-первых, если вспомнить что произошло с экономикой в 2008 году, то данное замедление на фоне других компаний уже не выглядит резким. Тем не менее, наша выручка продолжает расти пусть и не теми темпами, как нам бы этого хотелось.

Е.Ч.: - Одной из причин снижения темпов роста выручки является то, что с прошлого года мы значительно удешевили все наши продукты, также мы подключаем новых клиентов на льготных условиях. Все это позволило нам увеличить количество своих абонентов. Хочу отметить, что все эти мероприятия были четко спланированы в нашей стратегии. Да и 15% это все-таки значительный рост.

Елена Чернова, коммерческий директор компании «ЭР-Телеком» в Челябинске.- Какова сейчас абонентская база «ЭР-Телеком» в Челябинске отдельно по направлению ШПД, кабельному телевидению и телефонии?

И.П.: - По итогам первого квартала 2009 года наша консолидированная абонентская база в Челябинске составила более 120 тыс. клиентов. Из них 50 тыс. – абоненты интернета, порядка 70 тыс. – кабельное телевидение и 10 тыс. приходится на телефонию.

- Из финансовых отчетов видно, что прирост абонентской базы в первом квартале 2009 года находится на самом низком уровне за все время существования компании. Как Вы это можете прокомментировать?

Е.Ч.: - Мы отмечаем незначительное сокращение спроса на услуги кабельного ТВ, а по поводу телефонии и интернет-доступа мы напротив видим увеличение спроса. Сейчас мы запустили новый тариф для наших интернет-абонентов «Москва», которая имеет уникальные условия на рынке.  Данная ситуация конечно же не характерна для каждой компании-участника рынка телекоммуникаций, но в нашем случае динамика спроса положительная. 

- А за счет чего удается снижать стоимость тарифов?

И.П.: - Мы просто большая и крупная компания. У наших магистральных операторов мы можем получать цену гораздо меньшую, чем провайдеры, работающие в одном или двух городах. Мы работаем в 17 городах. Мы покупаем трафик оптом, поэтому он и получается для нас дешевле. А значит и для наших абонентов.

 Мы отмечаем незначительное сокращение спроса на услуги кабельного ТВ, а по поводу телефонии и интернет-доступа мы напротив видим увеличение спроса.

- Отмечаете ли вы снижение спроса на услуги кабельного ТВ, телефонии и интернет-доступа?

И.П.: - Мы видим, что спад произошел в потреблении интернета у юридических лиц. Если ранее они качали «гигами», то сейчас пользуются услугами намного меньше. А вот для физических лиц все наоборот. Честно признаюсь, что мы ожидали спад, но этого не произошло. Более того, благодаря нашим маркетинговым инициативам наши абоненты стали скачивать даже больше.

Е.Ч.: - Ничего принципиально нового не произошло. Студенты как учились, так и учатся независимо от экономической ситуации в стране. Домохозяйки как сидели в интернете и смотрели кабельное телевидение, так и продолжают этим заниматься. Интерес людей со временем к нашим услугам Мы видим, что спад произошел в потреблении интернета у юридических лиц.растет вне зависимости от кризиса.

- При этом за минувший квартал ARPU от услуг ШПД и телефонии снизился. Незначительный рост показало только кабельное телевидение.  Как Вы это можете прокомментировать?

И.П.: - Снижение ARPU в нашем случае это легко объяснимый факт. Мы снизили уровень абонентской платы за интернет, значительно снизили цену за подключение для частных лиц, сегодня цена за подключение к интернет и кабельному составляет всего 10 рублей. Постоянно вводим новые акции, позволяющие нашим клиентам экономить и т.д. Проще говоря, для клиента мы стали дешевле и выгодней, в то время как уровень качества и клиентского сервиса остался на высоком уровне.

- А не получается ли конфликт интересов, поскольку главной целью все-таки является извлечение прибыли?

Е.Ч.:  - Действительно мы можем разово получить с человека больше, но ведь мы можем его и потерять. Мы готовы привлечь этого пользователя на льготных условиях подключения для того, чтобы он в дальнейшем пользовался услугами нашей компании как можно дольше. Сейчас нами найдена золотая середина, которая позволяет нам эффективно работать.

- А какая бизнес-стратегия для вас приоритетна: увеличение доли рынка по выручке или увеличение доли по абонентам?

Е.Ч.:  - Вы знаете, эти направления взаимосвязаны.

И.П.: - На самом деле на первом месте у нас абонент и наша репутация. Если мы абонента качественно не обслужим, он просто уйдет от нас. Более того, уходя, он прихватит с собой еще и друзей, знакомых. Для нас это неприемлемо. 

В качестве интересных проектов развития в ЭР-Телекоме отмечают Златоуст и Миасс.

- Какие направления развития бизнеса «ЭР-Телеком» видит в Челябинске? Быть может, есть планы выхода в крупные областные города.

И.П.: - Сейчас мы работаем в 17 городах и, как я говорил, инвестиции разморожены. До конца 2009 года мы собираемся застроить весь Челябинск. У нас до сих пор остаются непокрытые районы города. Также в стратегических планах у нас есть развитие других городов в Челябинской области.

- Если не секрет, что это за города?

И.П.: - Я бы очень аккуратно говорил об этом. Может Златоуст и Миасс. Сейчас мы занимаемся проработкой возможностей дальнейшего развития. После анализа мы и будем решать, куда идти дальше.

- Игорь, некоторые аналитики считают, что «ЭР-Телеком» является интересным активом для приобретения операторами мобильной связи , в частности для МегаФона. Еще называют магистральных операторов ТТК и Ростелеком. Ведутся ли переговоры о слиянии с этими компаниями? Например, Ваша компания сотрудничает в Кирове с МегаФоном.

И.П.: - С МегаФоном мы сотрудничаем не только в Кирове, но еще и в Набережных Челнах и Нижнекамске. У нас есть партнерские отношения со многими компаниями. Это и «Ростелеком», и «Транстелеком», другие. Например, «ЭР-Телеком» является корпоративным клиентом МТС. Но это не означает, что мы ведем переговоры о каких-то сделках. Мы работаем в рамках партнерских договоров.